Самые загадочные исчезновения самолетов. Эти сокровища так и не были найдены
Выполнявшего рейс Malaysia Airlines MH370 , привлекло внимание миллионов людей со всего мира.
Поиски самолета и пассажиров до сих пор продолжаются.
Что случилось с 293 пассажирами и членами экипажа , после того как самолет вылетел из Куала-Лумпура в Малайзии в Пекин 8 марта 2014 года?
На это пока никто не может дать ответа.
Самолет исчез с радаров примерно через час после вылета, находясь в 220 км от побережья Малайзии.
Однако это не первый случай таинственного исчезновения такого рода. Хотя довольно редко самолет исчезает без единого следа, в истории авиации было несколько таких примеров.
Вот несколько наполовину разгаданных или неразгаданных загадок.
Амелия Эрхарт
Одним из самых известных происшествий в истории авиации является исчезновение американской женщины-пилота Амелии Эрхарт . Амелия исчезла в своем двухмоторном моноп л ане "Электра" возле острова Хауленд над Тихим океаном в 1937 году в попытке совершить полет вокруг света.
Эрхарт стала известна, как первая женщина, которая сама перелетела Атлантический океан.
Теории, касающиеся ее судьбы , до сих пор волнуют исследователей. Одни говорят, что она просто упала в океан, другие, что ее захватили, третьи, что она изменила имя и до сих пор жива, четвертые, что ее похитили инопланетяне.
Следов ее самолета так и не было найдено, несмотря на многочисленные попытки, и Амелию Эрхарт официально объявили мертвой в 1939 году.
Бермудский треугольник
Ряд исчезновений было связано с так называемым "Бермудским треугольником" - огромной областью в океане между Флоридой, Пуэрто-Рико и Бермудскими островами.
5 декабря 1945 года пять самолетов исчезли без следа, с чего и началась легенда Бермудского треугольника. Тренировочная миссия пяти торпедоносцев-бомбардировщиков во главе с опытным инструктором вылетела из Форт-Лодердейла, в штате Флорида, США.
Через полтора часа после начала миссии, пилоты сообщили о том, что потеряли направление и не могут узнать ориентиры .
В радиопереговорах инструктор Тейлор сообщил, что оба его компаса вышли из строя. Погодные условия у худшались, они не могли найти берег и попытались приземлиться на воду.
Еще более странным стало то, что один из самолетов, отправленных на поиски потерянной тренировочной миссии, также исчез.
Еще два пассажирских самолета исчезли в этой области в 1948 и 1949 году и более 51 человека пропали.
Star Dust и загадочный код Морзе
2 августа 1947 года самолет BSAA Star Dust, вылетевший из Буэнос-Айреса, Аргентины в Сантьяго, Чили исчез , оставив после себя несколько вопросов без ответов.
Самолет, принадлежавший компании British South American Airways (BSAA), направлялся к горам Андам. Он так и не добрался до места назначения, однако радиооператор успел отправить последнее загадочное сообщение с помощью кода Морзе "STENDEC" , после чего исчез.
Было несколько теорий, касающихся того, что произошло с самолетом и значения последнего сообщения, включая нападения инопланетян, диверсия и намеренный взрыв самолета для уничтожения дипломатических документов.
Скорее всего, самолет врезался в почти вертикальную стену снега, что вызвало лавину, завалившую обломки.
Самолет Star Dust был найден только спустя 50 лет , когда два аргентинских альпиниста нашли фрагменты двигателя и обрывки одежды.
Существует множество загадочных тайн о сокровищах, особенно о потерянных в море во время кораблекрушений. Многие мечтают найти сокровище, независимо от того, верят в него, или нет. Большинство легендарных кладов связано с пиратами, судна которых терпели крушения во время боя, или сильных штормов. Сколько же на самом деле затонувших судов, которые хранят огромные богатства? Воображение рисует безграничные картины невероятных кладов, и многие энтузиасты на самом деле проводят уйму времени в их поисках. Некоторые утверждают, что это просто сказки и легенды, но другие действительно полагают, что есть сундуки золота, ожидающие своего часа на дне океана. К счастью, есть достаточно желающих, которые хотят помочь раскопать самые большие тайны на планете. В этой подборке список 10 легендарных океанских сокровищ, которые пока еще не были обнаружены.
Сокровища Черной Бороды
В 1966 недалеко от берегов Северной Каролины археологи обнаружили останки кораблекрушения, связав его с кораблем знаменитого пирата по прозвищу Черная Борода. Но загвоздка в том, что ни единой унции сокровищ не было найдено нигде вокруг судна. Черная Борода является самым печально известным из всех пиратов, накопившим огромное количество золота и других богатств. Многие предполагают, что сокровище все еще покоится где-то у берегов Каролины, но очень трудно определить его местонахождение. Даже сам Борода как-то сказал, что “только я и дьявол знаем”, где оно. По приблизительным оценкам, стоимость золота может составлять около $2,5 млн.
Фортуна Жана Лафита
Французский пират Жан Лафит получил состояние, нападая на торговые суда в Мексиканском заливе и затем продавая украденные товары в одном из многочисленных портов, которыми он владел. Сообщником Лафита был его брат Пьер. Эти двое были так хороши в кражах и разбое, что накопили уйму богатств и драгоценностей. В итоге братьям пришлось где-то спрятать свои сокровища, что породило множество тайн и легенд. Под их командованием находилось более 50 судов, что позволяет предположить, насколько большим было состояние. После смерти Лафита в 1830, легенды о его сокровищах стали расползаться по всему миру. Говорили, что часть его сокровища похоронена в “Озере Борн”, на побережье Нового Орлеана. Другое говорили, что возможное место находится приблизительно в трех милях к востоку от “Старого испанского Пути”, на реке Сабин. На данный момент никто так и не обнаружил богатства, оцененные примерно в $2 млн.
Богатство Капитана Кидда
Пират конца 17-го века Уильям “капитан” Кид является причиной возникновения многих мифов о затерянных сокровищах. Кид начал грабить в 1698, нападая на суда и наживая огромное богатство. Но когда на него самого начали охотиться, Кидд решил защитить свои сокровища и начал прятать их по разным североамериканским островам. Капитан Кид был в конечном счете захвачен и повешен, а его сокровища все еще похоронены в неизвестном месте. Чтобы добавить немного реальности в этот миф, в 1920-х четыре карты сокровища, скрытые “капитаном” Кидом, были найдены в предметах мебели, предположительно, принадлежащих ему.
Денежная Яма Оук Айленд
“Денежная Яма”, расположенная в Новой Шотландии, Канада, породила одну из самых длительных охот на сокровища в мире. В течение сотен лет охотники приезжали в Новую Шотландию, чтобы попытаться найти сокровище, но возвращались ни с чем. В 1795 подросток Дэниел Макгиннис нашел странное место на Оук Айленд, где были выкорчеваны все деревья. Заинтересовавшись, он начал земляные работы в тайне от остальных искателей сокровища. Ему удалось найти послание с зашифрованным сообщением, что в этом месте, на глубине 40 футов, захоронены два миллиона фунтов. К сожалению, из-за множества препятствий и сильных потоков воды, так и не удалось найти никакого сокровища. Есть несколько популярных теорий, которые связаны с “Денежной Ямой”: В яме находятся сокровища пиратов, либо пропавшие бесценные драгоценности Марии Антуанетты. Есть также версия, что английский профессор Фрэнсис Бэкон использовал яму, чтобы скрыть документы, доказывающие, что он был автором пьес Шекспира.
Сокровища Лимы
Во время восстания Перу против Испании в 1820, капитан большого британского судна должен был доставить сокровища, принадлежавшие городу Лиме. Груз, как оценивалось, стоил $60 миллионов и включал две статуи Святой Девы в натуральную величину, выполненные в чистом золоте, и 273 украшенных драгоценными камнями меча и подсвечника. Капитан Томас был довольно жадным и убил всех пассажиров, после чего приплыл к острову Кокос и спрятал сокровища в пещере, в надежде сохранить всё это для себя. На его смертном ложе он немного рассказал о местоположении его сокровища, которое так до сих пор и не нашли.
Сокровища Иоанна Безземельного
В 1216 король Иоанн Безземельный, также известный как “Плохой”, направлялся в Линн в Норфолке. По пути он заболел дизентерией и решил, что должен вернуться в свой Ньюаркский Замок. Он решил пробираться по маршруту вокруг Уолша, с его опасными грязевыми ловушками и болотами. Король Джон и его солдаты пробирались через болота с телегами, полными его королевских регалий, когда попали в смертельную топь. Телеги, полные сокровищ на примерную сумму в $70 млн, включая драгоценности, золотые кубки, мечи и монеты, были потеряны и никогда не найдены.
Нуэстра Сеньора де Аточа
В 1622 испанский галеон Нуэстра Сеньора де Аточа возвращался в Испанию, полный золота, драгоценных камней и редкого серебра, когда был настигнут ураганом. Воздействие шторма было так серьезно, что галеон выбросило на коралловый риф и он мгновенно затонул под весом сокровищ. Сразу же была предпринята попытка спасти сокровища, включавшие 17 тонн серебряных слитков, 27 килограммов изумрудов, 35 коробок золота и 128,000 монет. К месту, где пошла ко дну Нуэстра Сеньора де Аточа, были напралены другие корабли. К сожалению, ударил второй ураган и разрушил любые попытки спасения сокровища. Место крушения так больше и не удалось найти, до недавних пор. В 1985 году охотник за сокровищами Мэл Фишер нашел часть сокровищ на $500 миллионов менее чем в 100 милях от берега Ки-Уэста. Тем не менее, эксперты полагают, что сокровища приблизительно на $200 миллионов все еще лежат где-то на дне.
Легенда Золотого Человека
Долго существовал миф, окружающий Озеро Гватавита в колумбийских Андах. Он гласил о золоте инков, скрытом на дне. Самая популярная теория заключается в том, что Золотой Человек, известный как “Эльдорадо”, однажды нырнул в священное озеро, и его последователи приносили сюда золото и драгоценности, демонстрируя преданность. В результате многие посетили область в попытках обнаружить сокровище. Начиная с прибытия испанцев в 1536, 100 килограмм золотых экспонатов были добыты с илистого дна Озера Гватавита. В 1968 году золотой слиток был обнаружен в пещере, снова воскресив легенду об Эльдорадо, или “Золотом Человеке”.
Сокровища Сан-Мигеля
В 1715 Испания собрала флот судов, наполненных до краев с жемчугом, серебром, золотом и драгоценностями стоимостью приблизительно $2 миллиарда. Суда были отправлены из Кубы как раз перед сезоном ураганов, чтобы предотвратить попытку захвата пиратами. Это, оказалось, было плохой идеей, так как весь флот из 11 судов был потоплен спустя всего шесть дней после ухода в плавание. В результате за $2 миллиарда до сих пор покоятся на дне моря. После этого катастрофического случая были обнаружены 7 из судов, но только небольшое количество ценных сокровищ было восстановлено. Считается, что Сокровища Сан-Мигеля могут быть недалеко от восточных берегов Флориды.
Золото Флор де Мар
400-тонное португальское судно под названием Флор Де Мар (Цветок Моря) было поймано врасплох сильным штормом в 1511. Оно потерпело кораблекрушение на рифах Суматры, раскололось на две части, и все сокровище было потеряно в море. История гласит, что Флор Де Мар перевозил около 60 тонн золота, что является самым большим сокровищем из когда-либо собранных в истории португальского военно-морского флота. Не удивительно, что Флор Де Мар стал одним из наиболее разыскиваемых сокровищ в истории.
Исчезновение С-124 в Атлантическом океане
Самолет, перевозивший группу американских военных на авиабазу Милденхолл в Великобритании, загорелся над Атлантическим океаном примерно в 800 километрах от побережья Ирландии. Несмотря на удачное приводнение и эвакуацию пассажиров и экипажа в спасательные плоты, подоспевшая через 19 часов помощь не нашла почти никаких следов людей и самолета - лишь обломки топливных баков и портфель одного из офицеров, Лоуренса Рафферти.
Загадочное исчезновение почти спасшихся военных многие поспешили объяснить происками Советского Союза: на заре зарождавшейся холодной войны многие пассажиры злосчастного рейса могли стать ценным источником информации. Однако маловероятно, что похищение такого количества людей удалось бы скрыть даже за железным занавесом.
Исчезновение Руаля Амундсена и экипажа «Латам-47»
Норвежский исследователь Руаль Амундсен на рубеже XIX–XX веков произвел настоящую революцию в полярных путешествиях: он первым достиг Южного полюса, прошел Северо-Западным морским путем, неоднократно путешествовал по Арктике. Как и большинству первопроходцев, ему было не суждено умереть в своей постели: Амундсен пропал без вести, когда пытался найти потерпевший катастрофу в водах Северного Ледовитого океана дирижабль «Италия». Вместе с ним погибли еще пять членов экипажа летающей лодки «Латам-47», предоставленной для экспедиции правительством Франции. Несмотря на многочисленные поисковые операции, точное место гибели самолета так и не было установлено. Достоверно опознаны были лишь один из поплавков и топливный бак, вынесенные волнами на берег Норвегии вскоре после исчезновения исследователя.
Самолет, который может взлетать и садиться на поверхность воды. Другое название - гидросамолет.
Исчезновение Fokker F27 в Гималаях
Турбовинтовой региональный самолет Fokker F27, выполнявший внутренний рейс Гилгит - Исламабад пакистанской авиакомпании Pakistan International, пропал в районе горы Нанга Парбат в августе 1989 года. Спасательным экспедициям не удалось найти следов исчезнувшего рейса из-за труднодоступности предполагаемого места крушения: высокогорные районы так же неохотно расстаются со своими тайнами, как и глубины мирового океана.
Исчезновение звена торпедоносцев Avenger и гидросамолета Martin Mariner
Загадочная гибель звена из пяти современных торпедоносцев Avenger в небе над побережьем Флориды, вокруг которой было сломано немало копий журналистами и писателями, фактически положила начало легенде о Бермудском треугольнике - мистической области в Атлантическом океане у побережья США, в которой регулярно якобы по сверхъестественным причинам пропадают воздушные и морские суда. Факты, однако, не дают большого поля для фантазии: звено торпедоносцев находилось под управлением не очень опытных курсантов. Выполняя учебный полет с базы «Форт-Лодердейл», они потеряли ориентацию в пространстве и значительно отклонились от курса.
Скорее всего, после того как топливо было выработано, экипажам пришлось посадить самолеты на воду. Спасательная операция, однако, не смогла найти их следов. В процессе поисков пропавшего звена также без следов была потеряна летающая лодка Martin Mariner. По заявлениям членов экипажа находившегося в том районе корабля, которые видели яркую вспышку, этот самолет, скорее всего, взорвался в воздухе - но иных подтверждений эта версия не получила.
Исчезновение Boeing 707 у берегов Японии
Исчезновение грузового Boeing 707 бразильской авиакомпании Varig называют одним из самых загадочных случаев в истории современной гражданской авиации. Лайнер, на борту которого помимо промышленного груза находилась коллекция картин бразильского художника Манабу Мабе, пропал практически сразу после вылета из аэропорта Токио: последний сеанс связи состоялся через 20 минут после взлета.
За восемь дней масштабных поисков с привлечением американского флота никаких следов катастрофы найдено не было, и место гибели самолета установить не удалось. Исчезновение породило массу конспирологических версий, однако наиболее правдоподобной представляется версия о медленной разгерметизации салона. Предполагается, что из-за нее члены экипажа потеряли сознание, а лайнер продолжал движение на автопилоте и в конце концов потерпел крушение вдали от места поиска - в северной части Тихого океана или на Аляске.
Исчезновение Lockheed L-1049 над Тихим океаном
Крупный пассажирский самолет с поршневыми двигателями Lockheed L-1049 Super Constellation в 60-е годы часто использовался для длительных перелетов из-за позволявших разместиться с комфортом размеров и мощных двигателей. В 1962 году один из таких лайнеров был зафрахтован компанией Military Air Transport Service для перевозки группы американских военных из Сан-Франциско в Сайгон транзитом через Тихоокеанские острова.
Благополучно вылетев, лайнер совершил промежуточную посадку в аэропорту острова Гуам, откуда после дозаправки вылетел по направлению к Филиппинам. Примерно на полпути между Гуамом и Филиппинами связь с самолетом прервалась, и после нескольких неудачных попыток ее восстановить было принято решение начать поисковые работы. В масштабной операции было задействовано более тысячи человек и несколько десятков кораблей и самолетов, но к успеху она не привела.
Позднее в ходе расследования выяснилось, что экипаж танкера Lenzen, проходившего в это время примерно по курсу пропавшего самолета, наблюдал в небе яркую вспышку, которая могла быть результатом взрыва лайнера, но больше никаких свидетельств обнаружить не удалось, и пропажа 107 человек осталась необъясненной.
Исчезновение Boeing C-97 над Тихим океаном
Военно-транспортный самолет Boeing C-97, разработанный в конце Второй мировой войны на базе стратегических бомбардировщиков В-29 и В-50, был довольно надежной машиной: мощные двигатели и запас топлива позволяли преодолевать находиться в воздухе по 9–10 часов, а живучесть самолета обеспечивалась конструкцией, унаследованной от военных машин. Армия США часто использовала этот транспортник для перевозки военных в Тихоокеанском регионе: не стал исключением и рейс 22 марта 1957 года - лайнер должен был перевезти группу военных с атолла Уэйк в Токио.
Связь с самолетом прервалась, когда он находился примерно в 200 километрах от аэропорта назначения; поисковая операция не дала ясных результатов. Причиной гибели самолета считаются сильные штормы и непогода: высота волн в районе предполагаемой катастрофы достигала 10 метров.
Исчезновение Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines
Недавний случай исчезновения крупного пассажирского самолета - крупнейший по количеству жертв и одновременно самый загадочный. Boeing 777, ранее не имевший масштабных происшествий с человеческими жертвами, вылетел из Куала-Лумпура в Пекин, но уже над Сиамским заливом перестал отвечать на запросы диспетчеров. Вскоре самолет исчез с экранов радаров, и траекторию его перемещения оказалось возможным восстановить только с помощью информации о работе двигателей, передававшейся через спутники - таким образом удалось понять, что лайнер находился в воздухе еще семь часов после исчезновения с радаров.
Масштабные поиски не дали результатов, единственные свидетельства гибели лайнера - куски обшивки, прибитые течением к побережью острова Реюньон и стран Восточной Африки. Некоторые подробности произошедшего - ручное отключение транспондеров (системы отслеживания маршрутов) и резкая смена курса после последнего контакта с диспетчерами (лайнер начал движение на запад) - указывают на решающую роль человеческого фактора в происшествии, но окончательно судьба лайнера вряд ли когда-нибудь будет выяснена.
Исчезновение Гленна Миллера
Гленн Миллер - знаменитый американский джазовый музыкант и композитор, основатель всемирно известного оркестра.
Гленн Миллер был одним из тех деятелей культуры, которые оказывали активную поддержку армии США во Второй мировой войне. Со своим оркестром он выступал среди американских солдат, расквартированных в Великобритании, а после вторжения союзников в Нормандию и освобождения Парижа коллектив должны были перебазировать на континент. Гленн Миллер вылетел в столицу Франции 15 декабря 1944 года на легком одномоторном Norseman C64, чтобы подготовить условия для выступления, но Ла-Манш не смог преодолеть.
Самолет с музыкантом бесследно исчез над проливом, и поиски не смогли пролить свет на его судьбу. Наиболее достоверная версия о гибели Миллера появилась почти 50 лет спустя и почти случайно: данные о рейсе Миллера сопоставили с информацией об операциях британских ВВС в том районе, и выяснилось, что во время полета Norseman C64 над проливом соединение тяжелых бомбардировщиков сбросило бомбовый груз перед возвращением на аэродром. Один из членов экипажа видел, как от взрывов бомб над водой маленький самолет вошел в пике.
20-летний командир отделения торпедистов из Свердловской области посмертно получил орден Мужества.
Изменить размер текста: A A
В руках у Алевтины Нефедковой небольшая пробирка. В ней вода из Баренцева моря. Голубая этикетка сообщает точное место забора: «69 градусов 40 минут северной широты и 37 градусов 35 минут восточной долготы». Именно там ровно 15 лет назад затонула подводная лодка «Курск ». Именно там Алевтина Леонидовна лишилась единственного сына Ивана.
Ни могилы нет, ничего, - горько вздыхает мама матроса. - Родители остальных мальчиков, погибших на «Курске», поминают своих детей на могилах, а мы не можем. Тело Вани так и не нашли.
Пробирку с водой Алевтина Леонидовна бережно возвращает на полку к другим реликвиям. Здесь под российским триколором и Андреевским флагом покоится форма матроса Северного флота. С фотографии в рамке на нас смотрит 20-летний командир отделения торпедистов, а рядом лежит орден Мужества, которым его наградили посмертно. Это лишь малая часть того, что осталось от сына у Алевтины Нефедковой.
«ОТСЛУЖУ, А ПОТОМ ДОУЧУСЬ»
В 90-х Иван Нефедков вместе с матерью, отчимом и младшей сестрой жил в селе Красная Гора под Верхотурьем. Он любил родные края, но всегда мечтал переехать в большой город. Не только из-за собственных амбиций. Надо было сестренку выучить и родителям помогать. Из города сделать это было легче.
Он порой спрашивал: «Мам, ты чего в такую даль забралась-то?», а я и не знала, что ответить, - вспоминает Алевтина Нефедкова. - В итоге в 1996 году он поехал в Екатеринбург учиться. Сдал все нормативы и поступил в спортивный колледж. Правда, учиться там сын не смог. Жизнь в Екатеринбурге оказалась слишком дорогой для бедного студента, и Ваня забрал документы.
Тогда Нефедков попытался найти себя в искусстве. Он переехал в поселок Бобровка , где поступил в художественное училище.
Ваня был всесторонне развитым человеком. Он прекрасно вырезал из дерева и очень хорошо рисовал, - с улыбкой вспоминает Алевтина Нефедкова. - Но он опять не доучился. Денег не было, приходилось постоянно ходить до училища пешком. Устал. Решил: «Сначала отслужу, а потом доучусь». Мы мечтали, чтобы сын служил на флоте. Я ему говорила: «Наденешь, Ваня, бескозырку, широкие брюки и пойдешь. Все девчонки будут оглядываться, какой красивый парень».
В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ РЕШИЛ ЖЕНИТЬСЯ
В квартире на окраине Екатеринбурга, где теперь живет семья Ивана Нефедкова, едва ли не каждая стена напоминает о нем. Фотографии подводной лодки «Курск» сменяет коллаж с портретами погибших матросов . А за ним идут картины, которые нарисовал Иван, прежде чем уйти в армию. Среди них особо выделяется портрет Кейт Уинслет из фильма «Титаник». Еще один рисунок с нею же Иван прислал маме уже со службы.
Сын очень любил фильм «Титаник». Ему вообще, если что-то нравилось, он сразу садился и рисовал, - вспоминает мать матроса.
В этом лишний раз убеждаешься, когда смотришь на гору писем, которые Иван отправлял домой. На одном конверте белая акула кусает штемпель, на другом - под индексом всплывает подводная лодка. Сами письма тоже не остались без иллюстраций: храмы, елочные игрушки и автопортрет, сделанный над копией текста солдатской присяги.
Из сборного пункта в Егоршино Ваня попал в учебную часть в Санкт-Петербурге . Там он встретил двоюродного брата Антона. Служили вместе. Каждую неделю Ваня писал нам. Письма с почты привозили целыми стопками. Он рассказывал, что такое камбуз, трап, палуба, гальюн… Мы ведь, деревенские, не знали ничего, - вспоминает Алевтина Нефедкова. - На Масленицу как-то ему дали увольнение. Ваня с друзьями пошел в город на праздничные гуляния, залез на столб и снял с него все призы, какие только можно. Ему нравилось в Санкт-Петербурге. А однажды обрадовал: «Мама, тут столько девчонок! Все такие красивые, обалдеть! Я, наверное, женюсь». Я ему говорила: «Подожди, успеешь еще»…
ВОЕННЫЙ БИЛЕТ ПАХНЕТ МОРЕМ
Иван Нефедков рассказывал в письмах обо всем. Не успел только сообщить, что после учебной части его отправили служить на подводную лодку «Курск». 10 августа 2000 года судно отправилось на учения. Команда из 118 человек должна была атаковать учебной торпедой отряд боевых кораблей. Кроме того, надо было произвести пуск крылатой ракеты. Всего на борту подводной лодки находилось 24 крылатые ракеты и 24 торпеды.
Учения начались успешно. Но 12 августа в 11.28 гидроакустик на крейсере «Петр Великий» услышал хлопок, донесшийся из-под воды, - после этого «Курск» перестал выходить на связь.
О смерти Вани я узнала, как и все, из новостей по телевизору. Диктор назвал имя сына среди погибших. А ведь я даже не подозревала, что он служит на «Курске»! - говорит Алевтина Нефедкова. - Кое-как удалось созвониться с двоюродным братом Вани, Антоном. Он рассказал, что они оба хотели на подводную лодку. Но взяли только Ивана. Я все думала, ехать - не ехать в Мурманскую область? Хотелось сразу туда рвануть, но денег не было. Это же такая даль - считай край света! Думала, как я из своей деревни доберусь до Видяево (пункт базирования Северного флота России . - Прим. ред.)? Пришлось ждать до ноября. Только когда военкомат деньги небольшие перевел, я поехала. Нас с другими родителями гурьбой водили по казармам. Все койки, которые ранее занимали наши дети, были застелены, и на каждой лежала форма. Я попросила одну домой забрать. Еще мне отдали военный билет, который был с сыном на «Курске». Только его и нашли. Он пахнет морем.
По официальной версии, подводная лодка «Курск» затонула из-за взрыва в торпедном аппарате № 4. Его причиной стала утечка одного из компонентов топлива. Последовавший за этим пожар привел к детонации боезапаса в первом отсеке - как раз там, где находился Иван Нефедков.
САМ СЕБЕ ПОСТАВИЛ ПАМЯТНИК
Через пару лет после трагедии Северный флот выделил семье погибшего матроса трехкомнатную квартиру в Екатеринбурге. Его младшая сестра уже выросла, выучилась на юриста и теперь работает по специальности. А еще у Ивана родилась племянница.
Ребенок вырос, смотрит на фотографии Вани, спрашивает, кто это? Я начинаю объяснять. А она потом спрашивает: «Тебе его жалко?» - вздыхает Алевтина Нефедкова. - Жизнь продолжается. И помним, и живем. Сын перед тем, как в армию идти, поставил новые ворота у нашего дома в родном селе. Деловой был. Все умел. Получается, что это он сам себе памятник поставил.
Как это ни парадоксально, высокое искусство порождает не только восхищение прекрасным, но и алчность. Стоимость творений великих мастеров исчисляется миллионами долларов, поэтому они и пропадают с завидным постоянством. Некоторые ценные экспонаты удаётся найти, и они возвращаются в музеи и частные коллекции. Многие до сих пор числятся пропавшими, а за информацию о них обещаны солидные вознаграждения. Вот 10 исчезнувших произведений искусства, которые сделали бы вас баснословно богатыми, если бы вы, конечно, знали, где их найти.
"Мост Чаринг-Кросс, Лондон", Клод Моне
Картина была похищена осенью 2012 года. Один из воров, осуждённых за кражу, утверждал, что сжёг её в печи своей матери. Однако никаких убедительных доказательств, подтверждающих слова преступника, так и не было найдено, а знаменитое полотно Моне по настоящее время считается пропавшим.
8 яиц Фаберже
Для российского императорского двора фирма Карла Фаберже изготовила 52 яйца. Предметы искусства в своё время принадлежали Александру III и Николаю II. В 1918 году, когда подошло к концу правление династии Романовых, а последних её представителей убили, коллекция яиц Фаберже была конфискована. Однако 8 из них бесследно исчезли. Потеря ценных ювелирных изделий, конечно же, не осталась незамеченной. Сейчас каждое пропавшее яйцо Фаберже оценивается в сумму, превышающую 1 млн долларов.
"Христос во время шторма на море Галилейском", Рембрандт
Единственная картина с морским пейзажем прославленного голландского художника была украдена в 1990 году. В 2013-м сотрудники ФБР полагали, что установили личности её похитителей. Однако местонахождение полотна до сих пор не определено. Человек, располагающий информацией о картине, получит вознаграждение в 5 млн долларов.
"Праведные судьи", Ян ван Эйк
Створка "Праведные судьи" была частью знаменитого "Гентского алтаря". В 1934 году она была похищена. В её краже сознался один из жителей Гента, однако он находился при смерти и отказался раскрывать тайну её местонахождения. Её, заявил похититель, он унесёт с собой в могилу. Вероятно, вор так и сделал. Есть предположения, что створка уничтожена, однако её поиски продолжаются по сей день.
"Концерт", Ян Вермеер
Причиной исчезновения картины Вермеера стала та же самая кража, которая навсегда скрыла от людских глаз "Праведных судей" ван Эйка. Полотно стоит приблизительно 200 млн долларов. Вероятно, поэтому оно и было похищено.
"Девушка у открытого окна", Поль Гоген
Картина, написанная Гогеном в 1888 году, была украдена в Роттердаме в 2012-м. Помимо неё, воры прихватили с собой ещё 6 полотен общей стоимостью в 18 млн евро. Хотя двое мужчин, ответственных за кражу, были пойманы, 7 похищенных ими картин до сих пор не найдены.
"Голубь с зеленым горошком", Пабло Пикассо
Все творения испанского художника оцениваются крайне высоко, поэтому они и становятся объектами внимания похитителей. "Голубь с зелёным горошком" оказался в числе 5 картин Пикассо, украденных в 2010 году из парижского Музея современного искусства. Общая стоимость исчезнувших работ Пикассо составила 100 млн евро. Вор был пойман. На допросе он утверждал, что выбросил картины в мусорку, потому что запаниковал. Весьма сомнительная история. Возможно, поэтому картины и сейчас числятся пропавшими.
Скрипка Страдивари
Как и работы Пикассо, инструменты Страдивари стоят очень дорого. Так, скрипка, изготовленная мастером в 1727 году и похищенная в 1995-м, оценена в 3 млн долларов. Где она находится, до сих пор неизвестно, и это крайне удручающий факт. Ведь в мире осталось всего 650 оригинальных инструментов Страдивари.
"Паства выходит из реформистской церкви в Ньюнене" и "Вид на море у Схевенингена", Винсент Ван Гог
Обе картины были украдены в 2002 году. Сейчас их общая стоимость составляет около 30 млн евро. Разумеется, за сведения о полотнах великого художника амстердамский Музей Винсента Ван Гога предлагал внушительную сумму. Если бы вы располагали информацией о них, то стали бы богаче на 100 тысяч евро.
Однако в начале 2017 года в СМИ появились сведения, что полотна в числе прочих ценностей обнаружены в убежище мафии в Неаполе. Когда они вернутся в Голландию, пока неизвестно.