«Разве что — коллективное помешательство. Игорь журавлев блогер Самолет ту 154 авария что говорят
Техническая неисправность и ошибка пилотов — до последнего времени оставались основными версиями Ту-154 в Черном море. Но что могло вывести машину из строя настолько быстро, чтобы экипаж не успел даже подать сигнал бедствия, для чего достаточно нажать одну кнопку? «Спектр» собрал официальные и неофициальные версии возможных причин катастрофы, какие были озвучены к вечеру 26 декабря.
Вскоре после падения Ту-154 Следственный комитет возбудил уголовное дело по статье 351 УК(нарушение правил полетов, повлекшее тяжкие последствия), но это формальность, необходимая для проведения расследования, и она ничего не говорит о возможных причинах катастрофы. Экипаж не сообщал наземным службам ни о каких внештатных ситуациях на борту, самолет просто исчез с радаров.
При этом, как стало известно газете« Коммерсант», у следствия уже есть приоритетная версия, в соответствии с которой лайнер упал в море из-за ошибки пилотов. По мнению экспертов, имена которых газета не раскрывает, пилоты слишком энергично набирали высоту при взлете и вывели машину на закритические углы атаки, из-за чего она потеряла скорость и вместо набора высоты стала снижаться над морем, задела хвостом воду и затонула.
Версию теракта, которая первой напрашивается в таких обстоятельствах, власти . «Признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного судна, в настоящее время не получено», — цитирует РИА Новости сообщение ФСБ. Основными версиями называются попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибка пилотирования и техническая неисправность самолета. Пресс-служба ведомства утверждает, что Ту-154 не перевозил ни грузов военного или двойного назначения, ни пиротехнику. В самолете был только багаж пассажиров и 150 кг продуктов и лекарств.
В Минобороны резко отреагировали на появившиеся в СМИ сообщения, что на некоторых пассажирах упавшего самолета были спасательные жилеты. Представитель ведомства эти сообщения« постыдными инсинуациями, абсолютно не соответствующими действительности».
Начальник службы безопасности полетов Вооруженных сил РФ сообщил агентству ТАСС, что Ту-154 был технически исправен. По данным РИА« Новости», самолет был выпущен в 1983 году, а последний капитальный ремонт ему сделали в декабре 2014 года на заводе« Авиакор». Представители властей поспешили заявить , что 33 года для самолета — срок некритический. «Назначенный ресурс у этого самолета сегодня 40 лет, а если брать иностранные аналоги, то у некоторых самолетов доходит ресурс до 60 лет», — рассказал министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Между тем, по данным министра транспорта Максима Соколова, которого цитирует «Коммерсант», «основные версии: ошибка пилотирования или техническая неисправность».
« Свидетельские показания и другие объективные данные, полученные в ходе расследования, говорят о том, что самолет не мог набрать высоту и по какой-то причине — возможно, перегруза и технической неисправности — рухнул в море», — сообщил «Интерфаксу» источник, знакомый с ситуацией.
По информации« Коммерсанта», очевидцем катастрофы стал сотрудник береговой охраны пограничных войск ФСБ. Его рассказ газета приводит со ссылкой на неназванный источник, близкий к следствию. Как , вылетевший из аэропорта Адлера самолет не набирал высоту, а напротив стал быстро снижаться так, будто экипаж намеривался совершить посадку на воду. Но, по словам очевидца, даже для посадки положение самолета было необычным — его нос был слишком задран, — пограничник сравнил его с поднятым на дыбы мотоциклом. Вскоре самолет задел поверхность хвостовой частью, при этом хвост отвалился, самолет рухнул и моментально ушел под воду.
Ранее уже было известно , что связь с бортом была потеряна практически сразу после взлета. Ту-154 поднялся в воздух примерно в 5:24, а через 2 минуты и 44 секунды диспетчер предупредила экипаж о встречном самолете, идущем на посадку. Транспортник подтвердил получение команды, после чего перестал отвечать и пропал с радаров. Издание также сообщает со ссылкой на свои источники, что Ту-154 упал примерно в полутора километрах от берега, а основная часть обломков оказалась разбросанной в радиусе 1,5 километров и на глубине около 70 метров.
Однако опрошенные« Коммерсантом» специалисты допускают, что причиной катастрофы могла стать и техническая неисправность. Например, самолет мог уйти с заданной траектории полета из-за несинхронной уборки закрылков. За их равномерным выпуском следит специальная автоматическая система СПЗ-1А, которая в случае рассогласования выключает их гидропривод и предлагает пилоту перейти на ручное управление. Однако в случае, например, обрыва привода закрылков СПЗ-1А ничего сделать не сможет.
Другой причиной отклонения от траектории и неконтролируемого снижения могло стать попадание в так называемый плоский штопор, выйти из которого для Ту-154 практически невозможно. Эту ситуацию мог спровоцировать, например, заклинивший стабилизатор Ту-154.
Согласно третьей версии экспертов, которая в целом схожа с той, что следствие рассматривает в качестве основной и которую подтверждают показания единственного очевидца, при слишком быстром наборе высоты Ту-154, три мощных двигателя которого расположены в хвостовой части, может испытывать проблемы на больших углах атаки: попадая в зону разрежения, возникающую за крыльями, двигатели выходят в нештатный режим помпажа, а эффективность стабилизатора падает. Все это в совокупности приводит к тому, что машина теряет скорость, задирает нос и сваливается в штопор.
Подобные обстоятельства привели к гибели под Донецком самолета Ту-154М авиакомпании« Россия» в 2006 году, следовавшего рейсом Анапа—Санкт-Петербург со 170 пассажирами на борту. Пилоты тогда попытались выйти из грозового фронта, резко набрав высоту, но их лайнер свалился в плоский штопор и несколько минут падал перед тем как разбиться о землю.
К версии теракта источники газеты отнеслись с сомнением. По словам неназванного сотрудника силовых структур, за российскими самолетами, идущими в Сирию, следят военные НАТО и его союзников. «Даже если бы мы захотели утаить теракт на борту, его бы зафиксировали и тут же предали огласке наши соседи по региону», — пояснил собеседник издания. По его словам, если бы на борту самолета произошел даже небольшой взрыв, он развалился бы при ударе о воду, однако результаты обследования места крушения говорят о том, что Ту-154 ушел на дно относительно целым.
Британская газета Independent цитирует бывшего авиадиспетчера Виталия Андреева, который говорит, что техническая неисправность не могла помешать экипажу экстренно доложить о ней. «Ряд факторов указывает на некое« внешнее вмешательство», — говорится в статье. The Guardian, в свою очередь, пишет , что самолеты Ту-154 широко использовались в советское время, но сейчас на них летают в основном только военные.
Эксперты Минобороны пришли к выводу, что самолёт разбился над Чёрным морем из-за возможной ошибки второго пилота, перепутавшего рычаги управления, а также низкой высоты и перегруза.
После полной расшифровки чёрных ящиков разбившегося в конце декабря 2016 года в акватории Сочи Ту-154 - параметрического и речевого - эксперты Минобороны фактически уже точно могут назвать причины авиакатастрофы. По мнению специалистов, самолёт с пассажирами сгубила совокупность нескольких факторов: борт отправился в последний рейс перегруженным, а второй пилот Александр Ровенский на взлёте, возможно, перепутал рычаги управления шасси и закрылками. Когда экипаж заметил ошибку, было уже поздно: тяжёлому Ту-154 попросту не хватило высоты для спасительного манёвра, поэтому он ударился о воду хвостовой частью фюзеляжа и разрушился.
Тяжёлый и неуправляемый
Источник Лайфа, знакомый с ходом расследования причин катастрофы, рассказал, что пресловутый человеческий фактор признан приоритетной версией крушения Ту-154.
Изученные экспертами Научно-исследовательского центра эксплуатации и ремонта авиатехники Минобороны в Люберцах данные речевого и параметрического (фиксирующего работу всех агрегатов самолёта) самописцев говорят, что на третьей минуте полёта, когда лайнер находился на высоте 450 метров над уровнем моря, сработали датчики системы курсовой устойчивости, - рассказал Лайфу источник. - Машина стала резко терять высоту из-за проблем с закрылками.
По мнению специалистов, это могло произойти после того, как второй пилот, 33-летний капитан Александр Ровенский, вместо того чтобы убрать шасси, убрал закрылки.
От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, экипаж попытался развернуть машину, чтобы дотянуть до земли, однако сделать этого уже не успел, - добавил источник Лайфа.
Как выяснилось, ситуацию усугубил перегруз Ту-154. В багажном отсеке всё было заполнено под завязку. Хвостовую часть самолёта потянуло вниз. Спасти машину было нельзя: не хватало скорости и высоты. Хвостовая часть первой коснулась воды, а затем Ту-154 на большой скорости ударился о море правым крылом и разрушился.
По словам источника Лайфа, нештатная ситуация стала полной неожиданностью для экипажа: в первые секунды командир самолёта 35-летний майор Роман Волков и второй пилот Александр Ровенский растерялись, однако быстро взяли себя в руки и до последних секунд пытались спасти самолёт.
РАСШИФРОВКА:
Скорость 300... (Неразборчиво.)
- (Неразборчиво.)
Забрал стойки, командир.
- (Неразборчиво.)
Ух, ё-моё!
(Звучит резкий сигнал.)
Закрылки, сука, чё за х**ня!
Высотомер!
Нам... (Неразборчиво.)
(Звучит сигнал об опасном сближении с землёй.)
- (Неразборчиво.)
Командир, мы падаем!
Так эксперты поняли, что у самолёта возникли проблемы с закрылками именно по вине экипажа.
Пилоты, летавшие на Ту-154, с которыми пообщался Лайф, подтверждают выводы экспертов Минобороны о том, что причиной катастрофы могла стать ошибка пилотов.
У "Туполева" рукоятки уборки шасси и закрылков сделаны на козырьке кабины пилотов, между ними, над лобовым стеклом. Перепутать их можно, особенно если второй пилот, сидящий справа, в обязанности которого входит управление закрылками и шасси во время взлёта, устал, - рассказал Лайфу заслуженный пилот РФ Виктор Саженин, который сам восемь лет отлетал на Ту-154. - От этого самолёт перешёл в запредельный угол атаки, ударился о воду, и у него отвалилась хвостовая часть.
Эту версию считает допустимой и лётчик-испытатель Герой России Магомед Толбоев.
На панели управления Ту-154 тумблеры закрылков и шасси находятся над лобовым стеклом. Закрылки - слева, шасси - справа. За них отвечает второй пилот, который сидит в кресле справа. Не исключено, что пилот мог перепутать рычаги или отвлечься на что-то, поэтому самолёт взлетал с выпущенными шасси и убранными закрылками, - рассказал Лайфу Толбоев.
По словам Толбоева, нельзя исключать ещё и такой версии, что после взлёта экипаж превысил скорость и механизм закрылка разрушился, из-за чего лайнер свалился вправо, потерял скорость и рухнул в воду.
Трагический опыт
Ещё одним фактором катастрофы Ту-154 в Сочи могло стать отсутствие у командира корабля и второго пилота достаточных знаний, как действовать в экстремальной ситуации.
" src="https://static..jpg" alt="" data-extra-description="">
Катастрофа с Ту-154 Б-2 с бортовым номером RA-85572 Минобороны произошла 25 декабря 2016 года. Это было в 5:40 утра по московскому времени в 1,7 километра от побережья Сочи. Борт Минобороны летел в сирийский Хмеймим с аэродрома Чкаловский, а в Сочи он только дозаправлялся. На борту лайнера находилось 92 человека. Через несколько минут после отрыва от полосы самолёт пропал с экранов радаров.
Разбившийся лайнер базировался на подмосковном аэродроме Чкаловский и входил в состав ФГБУ "Государственная авиакомпания 223-й лётный отряд" Минобороны, осуществляющего перевозку военнослужащих.
Модификация Ту-154 Б-2 рассчитана на перевозку 180 пассажиров экономического класса и выпускалась с 1978 по 1986 год. Всего было построено 382 самолёта. С 2012 года гражданские авиакомпании России не эксплуатируют Ту-154 Б-2.
На прошлой неделе Минобороны РФ сообщило официальную версию крушения самолета Ту-154 над Черным морем.
Итак: «Ошибочные действия экипажа» названы причиной катастрофы Ту-154 над Черным морем, произошедшей 25 декабря 2016 года. РИА «Новости» со ссылкой на Министерство обороны сообщило: «По результатам расследования установлено, что причиной происшествия могло быть нарушение пространственной ориентировки (ситуационной осведомленности) командира воздушного судна, приведшее к его ошибочным действиям с органами управления воздушным судном».
Тем не менее, многие специалисты до сих пор не верят в правильность результатов расследования и настаивают на своих версиях произошедшего. Независимый технический эксперт Юрий Антипов раскритиковал официальную версию министерства обороны о крушении самолета Ту-154 в Сочи.
Он заявил, что Минобороны выбрало самую безобидную версию крушения самолета, руководствуясь принципом «так будет лучше для всех». Остальные версии, по его мнению, были отброшены в первые часы после катастрофы. Например, взрыв на борту. Его не могло быть потому, что не могло быть. Частиц вещества на обломках не нашли. Однако Антипов вспоминает, что на тот момент из воды удалось достать очень мало останков машины.
Нестыковка на нестыковке
Опытные военные летчики, с которыми поговорило издание, сходятся во мнении, что в этом документе, как и в официальном сообщении от Министерства обороны, очень много нестыковок. Эксперты обращают внимание на тот факт, что в аэропорту Сочи самолеты выруливают на взлетную полосу, следуя за автомобилем сопровождения. Кроме всего прочего, аэропорт оснащен подсветкой указателей номеров рулежных дорожек и ВВП. Заблудиться здесь попросту невозможно. Более того, если стало известно, что майор Волков потерялся еще на земле, за этим сразу же должен был последовать запрет на взлет.А вот то, что, согласно официальной версии, произошло уже после взлета, вообще не поддается никакому объяснению. «Разве что, весь экипаж подвергся какому-то коллективному умопомешательству», - заявил один из опрошенных экспертов...
+
Да, что там военные эксперты, даже те кто просто мыслит логически и смотрит не только телевизор, может понять реальное положение дел во всей этой истории.
Начнем же изложение своей версии произошедшего.
ТУ-154: Ритуальное жертвоприношение гоев на Хануку!
Именно так называется ролик, опубликованный от "Корбан ТВ" на канале ютуб "Русь Политика". Можно как угодно сомневаться в авторстве, надев розовые очки. По всей видимости, автора этого видео можно было бы даже обвинить в антисемитизме, если бы не одно "но". За автором видео стоят реальные люди, сионисты. Итак.
"Дорогие братья сионисты! Нынешний год по еврейскому календарю 5777 заканчивается для нас великолепно. После ритуального жертвоприношения гоев на Хануку в виде уничтожения целого самолета Ту-154 наш Бог дарит нам массу благополучия и гешефта в Новом году. На самолет посадили только гоев, а всех уважаемых евреев от этого рейса раввинат успел отговорить...
Так что братья возрадуйтесь, у нас, как всегда, все схвачено. Веселой вам Хануки и не забывайте спаивать гоев в усиленном режиме на Новый год, чтобы водка травила этих червей. Слава Сиону."
Из комментариев:
Отравление боярышником к этому же (торжеству)?
Очередное ритуальное жервтоприношение! 25 декабря в 2016 году - Ханука! Для сионистов-кабалистов, Ханука считается неполноценной, если не было никакого жертвоприношения с большим количеством погибших гоев. Этот факт на столько очевиден, что даешься диву до чего гои беспечны: их убивают пачками, а они продолжают ушами хлопать! Печально, но факт:((?
ФСБ назвала четыре основные рабочие версии крушения Ту-154 Минобороны. Это «попадание в двигатель посторонних предметов, некачественное топливо, повлекшее потерю мощности и отказ работы двигателей, ошибка пилотирования, техническая неисправность самолета».
«Признаков и фактов, указывающих на возможность совершения террористического акта или диверсии на борту воздушного судна, в настоящее время не получено», - цитирует «Интерфакс» сообщение Центра общественных связей ФСБ. Установлено, что на борту было 150 кг грузов, в том числе продукты и медикаменты, но среди них не было грузов военного и двойного назначения или пиротехники. Также из сообщения следует, что посадка лайнера в Сочи была незапланированной, предполагалось, что он дозаправится в Моздоке, но там в ночь на воскресенье были неблагоприятные метеоусловия и борт перенаправили в Адлер. По приземлении самолет был взят под охрану военными и пограничниками, во время дозаправки на борт поднимались один сотрудник Пограничной службы ФСБ России и один сотрудник Сочинской таможни, а из самолета выходили командир экипажа и бортинженер, чтобы проконтролировать дозаправку.
Ранее версию теракта называли маловероятной и военные, и Минтранс. Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков в понедельник днем сказал, что пока «не получает развития ни одна из версий» и версия теракта не в первых рядах. Военные также отвергали возможность неисправности самолета, который, хотя и не новый, имел запас летного ресурса и прошел несколько капитальных ремонтов.
Следствие установило очевидцев падения самолета и изучает запись видеорегистратора, сообщила также ФСБ. В воскресенье СМИ сообщили, что камеры наружного наблюдения сняли вспышку над Черным морем рядом с аэропортом Сочи. Источник «Интерфакса» в оперативном штабе по ликвидации последствий катастрофы сказал, что вспышка произошла через полчаса после исчезновения самолета с экранов радаров и не связана с крушением. В штабе записи вспышки внимательно изучили, добавил он. Предположения о том, что на борту якобы могла произойти нештатная ситуация вплоть до взрыва, он назвал преждевременными: «Необходимо поднять на поверхность двигатели и изучить их состояние. Также необходимо внимательно изучить данные с РЛС и сведения, хранящиеся на бортовых самописцах. Лишь после этого какие-либо объективные версии можно выстраивать».
Катастрофа Ту-154 Минобороны
Ранее сообщалось, что Ту-154 не вышел на связь, когда находился на расстоянии 6250 м от торца взлетно-посадочной полосы аэропорта. Корпус лайнера водолазы нашли в понедельник днем на расстоянии 1,7 км от берега на глубине 27 м, сообщил источник «Интерфакса». До этого его обнаружил сонар. По предварительным данным, самолет сильно поврежден. По словам собеседника агентства, на месте обнаружения самолета выставлен радиобуй, зона поисковой операции локализована. Черные ящики самолета, которые, по сведениям «Коммерсанта», не были оснащены радиомаяками из соображений секретности, на 14.30 мск не были найдены. Утром Минобороны сообщало, что найдены отдельные фрагменты корпуса самолета, тела 11 человек и 154 фрагмента тел, поиски затруднял сложный рельеф дна и большой диапазон глубин. По сведениям ТАСС, фюзеляж находится на расстоянии 1,5 км в акватории Черного моря на траверзе Хосты.
На нескольких погибших пассажирах, но не на всех были надеты спасательные жилеты, сообщил «РИА Новости» источник, информированный о ходе поисковой операции. По его словам, это означает, что люди в жилетах готовились к эвакуации.
Минобороны России вскоре опровергло слухи о спасательных жилетах на пассажирах разбившегося Ту-154. «Все слухи, со ссылкой на анонимные источники, о том, что на пассажирах разбившегося самолета Ту-154 якобы были надеты спасательные жилеты, - постыдные инсинуации, абсолютно не соответствующие действительности», - приводит «Интерфакс» сообщение ведомства.
На самарском ОАО «Авиакор - авиационный завод» следователи изъяли документы по упавшему Ту-154, сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе холдинга «Русские машины». «Сотрудники предприятия, участвовавшие в работах по самолету, оказывают следователям максимально возможное содействие», - заверил представитель предприятия и объяснил, что изучение технической документации в подобных случаях является стандартной процедурой.
Минобороны ранее сообщало, что погибший самолет был выпущен в 1983 г., последний ремонт самолет прошел 29 декабря 2014 г., а в сентябре 2016 г. проводилось его плановое обслуживание. Борт принадлежал 223-му летному отряду Минобороны, который эксплуатирует пассажирские самолеты в интересах военного ведомства. По словам источника «Ведомостей», близкого к Минобороны, самолет имел значительный – более половины от назначенного – запас летного ресурса (количество взлетов, посадок и летных часов) и достаточный запас календарного ресурса (срок, в течение которого допустима эксплуатация). В гражданских авиакомпаниях эта модификация давно не эксплуатируется, но у военных налет гораздо ниже, чем в коммерческих авиалиниях, пояснял он.
Самолет не был перегружен, а при выруливании на взлетно-посадочную полосу перед взлетом серьезных нештатных ситуаций не было, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на опрошенные источники и на выложенные в интернет фрагменты переговоров экипажа с диспетчером. Через 2 минуты 44 секунды после взлета диспетчер сообщила экипажу о встречном самолете, который шел на посадку. Транспортник подтвердил получение команды, но через считанные секунды не ответил на вызов встречного борта, пишет газета. После этого Ту-154 стали вызывать на всех частотах, но он не отвечал и пропала его отметка на экранах радаров.
Летавший на Ту-154 пилот рассказал, что за это время экипаж должен был выключить фары, убрать шасси, а также закрылки – сначала наполовину, до 15 градусов, а при достижении скорости 360 км/ч – полностью. За первые две минуты самолет должен был быть переведен из взлетной в полетную конфигурацию и продолжить набор высоты 1200–1500 м. Этот этап взлета собеседник издания считает относительно спокойным. Опрошенные «Коммерсантом» военные летчики не исключают версию теракта. Но высокопоставленный источник газеты в силовых структурах объяснил, что за каждым российским самолетом, летящим в Сирию, следят союзники и военные стран НАТО: «Даже если бы мы захотели утаить теракт на борту, его бы зафиксировали и тут же предали огласке наши соседи по региону». Он добавил, что самолет не ударился о воду, а нырнул, уйдя на дно относительно целым, что, по его словам, также свидетельствует об отсутствии внешнего воздействия. Масляные пятна стали появляться на поверхности воды в месте крушения только к полудню, а багаж и фрагменты тел и обшивки стали всплывать еще позднее, добавил он, на большую площадь их разнесло течением.
Самолет Ту-154 Министерства обороны России, потерпевший крушение в Черном море в районе Сочи, был технически исправен. Об этом вчера вечером в эфире телеканала «Россия 24» заявил глава службы безопасности полетов Вооруженных сил России Сергей Байнетов.
Таким образом, оборонное ведомство практически собственными руками отсекло одну из наиболее предпочтительных версий страшной катастрофы над Черным морем, унесшей жизни 92 граждан Российской Федерации.
Верно ли на самом деле это утверждение или нет, предстоит узнать следователям и многочисленным экспертам, брошенным на расследование воскресной катастрофы. Всем остальным остается либо довериться доводам специалистов (которые в течение вчерашнего дня разнились с точностью до наоборот), либо попытаться самим сопоставить имеющиеся неоспоримые факты. Не исключено, что в обозримой перспективе это будет единственным способом найти хоть какое-то объяснение произошедшему, а заодно и поводом задуматься о его последствиях.
Зачем это нужно? Наверное, затем, чтобы попытаться найти правду, стремление к которой всегда было свойственно человеку разумному.
От версии до диверсии
На данный момент следствием рассматривается сразу несколько версий произошедшего:
Техническая неисправность самолета,
Фактор погоды,
Человеческий фактор (ошибка пилотов/диспетчеров),
Отметим, что мы не пытаемся выдвигать собственных версий, а лишь оцениваем и сопоставляем уже существующие.
Техника и погода
Итак, если верить словам Сергея Байнетова, а оснований им не доверять нет никаких, первая причина - техническая неисправность - является маловероятной. Ту-154 - машина довольно старая, но при этом крайне надежная. Учитывая большое количество выпущенных самолетов данной марки, число произошедших с ним аварий весьма значительно. Однако в относительном выражении оно ни в коем случае не является аномальным, как у некоторых других, менее удачных машин. Более того, даже беглый анализ происшествий с Ту-154 (все данные приведены на странице, посвященной Ту-154 в «Википедии»), приведших к их гибели, говорит о том, что они имели мало общего с тем, что уже сейчас известно о происшествии с самолетом Минобороны.
Нет оснований грешить и на отказ двигателя или попадание в него птицы. Ту-154 оснащен сразу тремя двигателями, что исключает возможность катастрофы при выходе из строя одного из них. Даже лишившись одновременно двух двигателей (что маловероятно), Ту-154 вряд ли бы моментально разрушился в воздухе, как это (судя по комментариям специалистов), произошло с самолетом МО РФ.
Погодный фактор также, скорее всего, следует отмести, так как погода в момент аварии, по сообщениям всех источников, была вполне пригодной для взлета самолетов подобного класса.
Человеческий фактор
Что касается человеческого фактора, который, рискнем предположить, и будет объявлен истинной причиной катастрофы, то здесь также возникает множество поводов для сомнений. Во-первых, как буквально вчера заявляли многие специалисты, пилоты Минобороны имеют достаточно высокую квалификацию и большой опыт управления данным типом самолетов. Да и к тому же основные «базовые сценарии» авиакатастроф по вине экипажа давно и хорошо известны и мало похожи на сценарий вчерашней аварии. Ту-154 - довольно простая и удобная в управлении машина, и чтобы «уронить» ее по ошибке, неквалифицированному экипажу необходимо прикладывать свои «старания» на протяжении довольно продолжительного времени. Самолет же МО РФ погиб практически моментально.
Бомба или ПЗРК?
Версия же теракта, несмотря на кажущуюся невозможность такого сценария (учитывая статус борта), неожиданно начинает смотреться весьма правдоподобно.
Прежде всего бросается в глаза сходство с прошлогодней катастрофой российского пассажирского лайнера над Синаем, когда связь с самолетом оборвалась так же моментально и неожиданно, как и вчера над Сочи. Оба самолета практически сразу разрушились в воздухе при полном отсутствии указаний на попытки экипажа спасти борт.
В первом и во втором случаях в сценарии катастрофы просматриваются признаки взрыва на борту. С той лишь разницей, что в первом он уже доказан.
Весьма разумно и квалифицированно прокомментировал эту версию в своем интервью РБК председатель общественного совета при межрегиональном следственном управлении на транспорте Следственного комитета России Сергей Груздь. По словам эксперта, на самолет могло быть оказано внешнее воздействие: самолет могли атаковать из переносного зенитного ракетного комплекса (ПЗРК) или в его салоне могло сработать взрывное устройство.
Свою версию Сергей Груздь объясняет тем, что в случае технических неполадок на борту экипаж успел бы сообщить об инциденте на землю, но в случае с крушением Ту-154 никаких сигналов диспетчерам на поступало, а его связь с землей пропала практически мгновенно.
По мнению эксперта, версию теракта нельзя опускать в том числе и из-за особенностей пропускного режима в Чкаловском, откуда начал свой роковой рейс Ту-154. По его словам, на аэродромах такого типа, где наряду с воздушными судами гражданских авиакомпаний находятся пассажирские самолеты Минобороны, МЧС и спецслужб, существует особый порядок пропуска пассажиров на борт. И если в обычном гражданском аэропорту людей перед вылетом несколько раз досматривают, а также тщательно проверяют багаж и верхнюю одежду, то к полету служебным бортом пассажиров могут допустить, лишь сверив их фамилию со списком на посадку.
Высказывается экспертами и версия передачи кому-то из пассажиров или членов экипажа «посылки» с заложенным в нее взрывным устройством якобы для кого-то из находящихся в Сирии. Передать роковую «посылку» злоумышленники могли как в Чкаловском, так и в Адлере во время дозаправки самолета.
Версию с воздействием «внешнего фактора» подтвердил и пилот гражданской авиации Владимир Кормузов. «С учетом тех погодных условий и с тем, что самолет принадлежал Министерству обороны, а также то, что он направлялся в Латакию и имея в виду обстановку в мире, это могло быть и внешнее воздействие», - отметил Кормузов.
Объявление войны?
Конечно, сценарий с обстрелом Ту-154 из ПЗРК, приводимый Сергеем Груздем, выглядит не слишком правдоподобно хотя бы потому, что след от выпущенной ракеты был бы хорошо заметен с земли и с воздуха, чего не скажешь, о возможном проносе на борт взрывного устройства. В любом случае версия со взрывом на борту кажется вполне правдоподобной, особенно если учитывать характер прошлогодней трагедии на Синае.
И с этого момента начинается самое печальное. Если причиной гибели самолета МО РФ со столь ярким и представительным составом пассажиров является теракт, появляются основания по-другому взглянуть на многие события, произошедшие за последние дни. Прежде всего, на взятие после продолжительных боев сирийского Алеппо, смерть российского посла в Турции, убийца которого выкрикивал слова «за Алеппо», и на пункт назначения вчерашнего рокового рейса Ту-154.
Сложив все воедино и условно приняв теракт за основную версию вчерашней катастрофы, можно прийти к неутешительному выводу, что и убийство посла в Турции, и гибель военного борта с артистами, журналистами и прекрасным врачом - не что иное, как объявление России войны - страшной и кровавой.
В завершение хотим еще раз повторить, что мы не выдвигаем собственных версий, а лишь пытаемся анализировать и делать выводы из уже имеющихся.