Землетрясение на сицилии в 1908 году. Мессинское землетрясение и русский флот. Землетрясение в Мессине
Землетрясение, ставшее сильнейшим в истории Европы – Мессинское. Его магнитуду достигла отметки 7,5. Стихийное бедствие произошло 28 декабря 1908 года в Мессинском проливе между Сицилией и Апеннинским полуостровом. Мессина – очень древний город, не раз за свою историю переживавший периоды расцвета и упадка. И в результате землетрясения цветущие города Мессина, Реджо-ди-Калабрия и окрестные селения были полностью разрушены.
Землетрясение началось около 5:20 утра 28 декабря в море, на дне Мессинского пролива. После этого на Мессину с интервалами в 15-20 минут обрушилось три волны цунами высотой до трёх метров. В самом городе за одну минуту произошло три сильных удара, после второго начали рушиться здания. Всего от землетрясения пострадали более двадцати населённых пунктов в прибрежной полосе на Сицилии и в Калабрии. В Калабрии, в 2-х поселках на восточном берегу, погибло 44% жителей! По общим оценкам, это около 70 000 человек. А общее число погибших под развалинами уничтоженных морской волной городов – доходит до 200 000! И, хоть в истории Земли были и более сильные землетрясения, Мессинское можно назвать самой настоящей катастрофой – старые несовершенные сооружения не выдерживали толчков и рассыпались в камни, кругом полыхали пожары.
Самое деятельное участие в спасении тысяч жителей Мессины, погребенных под руинами, приняли моряки русского флота. Российские корабли входили в учебный отряд, совершавший плавание по Средиземному морю, и в момент землетрясения находились в порту Аугуста на Сицилии. Командиру отряда, державшему флаг на «Цесаревиче», капитан порта и российский вице-консул А. Макеев сообщили о случившемся землетрясении с эпицентре в Мессинском заливе. Не дожидаясь ответа от Петербурга, командир приказал кораблям готовиться к походу.
В пути проходили экстренные приготовления к спасательной операции. Экипаж разбили по сменам, снабдили моряков инструментами, водой и продовольствием. Для раненых развернули приемный пункты в корабельных лазаретах.
По прибытии в Массину, морякам открылась страшная картина. От ранее процветающего города остались дымящиеся руины, все вокруг было разрушено. Бедствие оказалось еще хуже, чем его представляли – море тел, из-под развалин доносились крики и стоны людей, молящих о помощи, тысячи раненых и заваленных разрушенными сооружениями.
усские моряки тут же приступили к расчистке завалов и спасению людей, засыпанных в ближайших домах, перевязывать раненых. Вскоре к русским морякам присоединились экипажи с судов английской эскадры, которые так же оказались недалеко от места происшествия.
То, что сделали русские моряки, можно считать подвигом. Раскопки и извлечение пострадавших велись с большой опасностью для жизни самих спасателей. Время от времени возникала угроза лальнейшего разрушения зданий, что могло привести к новым человеческим жертвам. Смена команд происходила каждые 6 часов, но многие просто отказывались от заслуженного отдыха.
Русские суда забирали по 400-500 пострадавших и вывозили в Сиракузы, Неаполь и Палермо, после чего незамедлительно возвращались в Мессину, задерживаясь только для того, чтобы купить медикаменты и продукцию. Позже итальянские врачи написали морскому министру России:
«Мы не в силах описать Вашему превосходительству более чем братские заботы, которыми нас окружили… Русские моряки начертали свои имена золотыми буквами для вечной благодарности всей Италии… Да здравствует Россия!!!» Русские корабли были восторженно встречены итальянцами, проживавшими в Египте. К приходу отряда здесь была выпущена листовка, где говорилось: «Слава русским офицерам и матросам, не щадившим себя в Мессине во имя человечества!» Российский флот решено было наградить золотой медалью, а экипажи – большими серебряными медалями.
По сей день жители города продолжают бережно хранить память о подвиге российских моряков. В нынешней Мессине есть новые районы, которые когда-то были пригородными деревнями, полностью разрушенными, как и город, во время страшного землетрясения. Практически в каждом из этих районов есть улицы, названные в честь подвига русских моряков. Их названия похожи и звучат примерно одинаково: «Улица русских моряков», «Улица российских моряков-героев 1908 года», «Улица русских моряков Балтийской эскадры»…
Первыми в Мессину прибыли корабли Балтийского флота «Цесаревич», «Слава» и «Адмирал Макаров» и чуть позже «Богатырь» под командованием контр-адмирала Литвинова.
Мессина является прекрасной жемчужиной в короне городов Италии. Он имеет древнюю историю – первые упоминания об этом поселении датируются 730 годом до н.э. Расположившись на береговой линии Мессинского пролива, город стал не только торговым центром, но и ядром всего сельскохозяйственного района, специализирующегося на выращивании цитрусовых культур.
В истории города было много событий, которые приводили к его упадку, но Мессина восстанавливалась и расцветала вновь. Одним из таких трагических для города событием было землетрясение, происшедшее 28 декабря 1908 года. Участниками спасательной операции, по воле случая, стали российские моряки.
После завершения русско-японской войны, в результате которой был обескровлен российский военно-морской флот, перед властью остро стоял вопрос подготовки кадров для формирования командного состава боевых кораблей. С этой целью весной 1906 года был сформирован особый отряд судов, в который входили два линкора – «Цесаревич» и «Слава» и крейсера «Богатырь» и «Адмирал Макаров». Командование отрядом было поручено контрадмиралу В.И. Литвинову. На кораблях разместились практиканты: 135 выпускников морского корпуса Петра Великого, 23 механика, 6 выпускников инженерного института и несколько человек учеников квартирмейстеров Балтийского флота. Перед походом отряд посетил Государь Император, который призвал моряков вести себя в заморских странах подобающим образом, поскольку они являются посланниками своей Родины.
В октябре 1908 года корабли вышли в Финский залив и направились в Средиземное море, согласно плану учений.
После выполнения учебных задач похода 15 декабря 1908 года отряд прибыл в итальянский порт Аугуста, расположенный на восточном побережье Сицилии на расстоянии около 70 миль от Мессины.
Утром 28 декабря в Мессине произошли подземные толчки, которые привели к смещению участков дна Мессинского пролива. Огромные волны, внезапно обрушились на утренний город. Одновременно произошло три сильных подземных толчка, что стало причиной обрушения зданий почти в двадцати населенных пунктах, расположенных в прибрежной полосе Сицилии и Калабрии.
Моряков русской эскадры разбудил мощный гул, а затем, все услышали удары по корпусу корабля. Огромная волна ворвалась в бухту порта, развернув стоявшие в ней на якоре корабли на 180 градусов. Через несколько минут ситуация нормализовалась, лишь на водной глади наблюдалось небольшое волнение.
Вечером этого же дня к командиру отряда обратились капитан порта и российский консул А. Макеев с просьбой оказать помощь населению Мессины, оказавшемуся, практически, в эпицентре землетрясения. Направив информацию о случившемся в Петербург, командир отряда приказал судам готовиться к отплытию в Мессину.
Во время перехода моряки отряда готовились к оказанию экстренной помощи пострадавшим: формировали подразделения спасателей, группы снабжались инструментами, продовольствием и водой. Лазареты подготавливались для приема пострадавших. Руководил медиками опытный врач А. Бунге, прошедший хорошую практику работы в экстремальных условиях Заполярья.
Когда корабли прибыли на рейд Мессины, моряки увидели огромные разрушения: уничтожены все дома, портовые сооружения. Оставшиеся в живых жители, обезумевшие от горя, боли, потери близких, просили о помощи. Из-под завалов доносились крики раненных, в городе наблюдались многочисленные очаги пожаров.
Российские моряки начали расчистку завалов. Работа осложнялась еще тем, что подземные толчки продолжались, обрушения в завалах угрожали жизни моряков, разбирающих остатки зданий.
Вот,что пишет Гаральд Карлович Граф: << крейсер,Адмирал Макаров, первым поднял пары и вышел в море. Мы снялись с якоря ещё не имея достаточно паров во всех котлах и по этому шли средним ходом, но потом подняли до полного. Все только и говорили об этой катастрофе, но не представляли грандиозности разрушений и гибели такого количества людей. Во время перехода командир приказал докторам собрать все наличные перевязочные средства и со всем медицинским персоналом приготовится к съеду на берег. Кроме того, было приказано двум ротам надеть рабочие платье и высокие сапоги и приготовить верёвки, ломы, кирки и лопаты. Скоро на горизонте показались высокие столбы дыма, и чем ближе мы подходили к Мессине, тем ярче вырисовывались пожары и разрушения. В нескольких местах вырывалось пламя. Фактически весь город был разрушен.Всюду виднелись полуразрушенные дома. В гавани затонуло несколько пароходов, и их стенки покосились и дали трещины. Кое где на набережной виднелись люди, которые махали руками и что-то кричали. Очевидно звали на помощь. Перед командиром встал вопрос отдать ли якорь на рейде или войти в гавань. Если встать на рейде,далеко от берега, то нельзя оказать быструю и интенсивную помощь, а войдёшь в гавань- подвергнешься большому риску, так как несомненно,что её дно деформировалось… и тогда там застрянем. Но командир не долго колебался и решил рисковать и войти в гавань…Увидя входящий крейсер, на набережной стала собираться толпа обезумевших от пережитых ужасов жителей. Все кричали и размахивали руками, разобрать,что они кричат, мы не могли. Во всяком случае, они с большой готовность помогали нам завести швартовы и притащили большую сходню…
Наша помощь оказалась особенно ценной, потому что мы первыми пришли к месту катастрофы. Уговаривать нас не пришлось. На берег немедленно сошли обе роты, доктора, фельдшеры и санитары. Последние немедленно открыли санитарный пункт. А роты разделились на маленькие группы и начали раскопки, по указанию местных жителей. Встала задача искать живых. Но этим помощь моряков не ограничилась. Раненых брали на крейсер, оказывали им первую помощь, готовили к отправке в Неаполь. Весть о русских спасателях быстро распространилась по городу, изо всех районов в порт, к крейсеру, Макаров, стали доставлять тяжелораненых, их размещали на палубе и в каютах. Но прибывали всё новые и новые тысячи пострадавших средств не хватало… из семьи русского консула в Мессине в живых осталось одна жена, тяжело раненная, она была отправлена на броненосце,Цесаревич, в Сиракузы. А меж тем оставшиеся на берегу моряки, рискуя каждый момент жизнью, под угрозой новых обрушений, продолжали раскапывать завалы. Раздававшиеся из под руин стоны заставляли спешить, забывая усталость и страха за свою жизнь. Мольбы родных, чьи близкие оказались под обломками зданий,только усиливали колоссальный стресс, в котором наши матросы и офицеры вели свои спасательные работы. Когда вечером пришла команда возвращаться на крейсер, многие поначалу ослушались приказа, продолжая опасную и тяжёлую работу, от которой тогда зависела жизнь сотен и сотен мессинцев. >>
В развернутых в кратчайшее время перевязочных пунктах оказывалась медицинская помощь. Как потом оказалось, многим жителям это благодеяние спасло жизнь. Впоследствии к российским спасателям присоединились экипажи прибывшей английской эскадры.
Yи докторов, ни санитаров при оказании помощи пострадавшим Мессины, как на берегу, так и на кораблях не хватало и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными. Так существенную помощь медицинскому персоналу оказал младший штурманский офицер линейного корабля «Цесаревич» Иван Кононов 2-й, умея делать перевязки. Извлеченных из-под развалин потерпевших русские моряки переносили к созданным под навесами медицинским пунктам. Многие раненые добирались сюда сами. Прямо под открытым небом были установлены столы, на которых корабельные врачи с помощью санитаров оказывали им первую хирургическую помощь, накладывали повязки, приводили в чувство потерявших сознание, делали операции. Хотя они и не были тщательными, но были своевременными, и это спасло жизни многим пострадавшим.
Группы спасения работали круглосуточно. Российскими моряками из завалов было извлечено более двух тысяч пострадавших.
Раненых, больных, детей и стариков на российских кораблях отвозили в ближайшие города Италии, которые не пострадали от стихии: Неаполь, Палермо и Сиракузы. Возвращаясь в Мессину, суда доставляли закупленную провизию, перевязочные материалы и средства для дезинфекции.
По имеющейся информации в результате мессинского землетрясения погибло около 44% жителей населенных пунктов, которые приняли на себя самые сильные удары стихии. 100 тысяч жизней унесло это самое мощное европейское землетрясение.
В последствие, итальянские медики написали российскому морскому министру благодарственное письмо, в котором отметили самоотверженный труд моряков и братскую заботу о пострадавших Мессины, заверив его, что Италия вечно будет помнить помощь русских моряков.
Итальянское правительство наградило орденами врачей и командование кораблей.
За участие в спасении людей правительством Италии 1910 году были награждены:
контр-адмирал Владимир Литвинов - Большим Крестом ордена Итальянской Короны,
флагманский врач Балтийского отряда Александр Бунге - Большим офицерским крестом ордена Итальянской короны,
командорским крестом Св. Маврикия и Лазаря были награждены: флаг-капитан капитан 2 ранга Казимир Погребенский, командир линейного корабля «Цесаревич» капитан 1 ранга Павел Любимов, старший врач линейного корабля «Цесаревич» Николай Новиков, командир линейного корабля «Слава» капитан 1 ранга Эдуард Кетлер, старший врач линейного корабля «Слава» Е.Емельянов, командир крейсера «Богатырь» капитан 1 ранга Николай Петров 2-й, старший врач крейсера «Богатырь» Ф. Гласко, командир крейсера «Адмирал Макаров» капитан 1 ранга Владимир Пономарев, старший врач крейсера «Адмирал Макаров» Ю.Каружась,
офицерским крестом Св. Маврикия и Лазаря были награждены младшие врачи: линейного корабля «Цесаревич» - Адам Шишло, линейного корабля «Слава» - Евгений Каллина, крейсера «Богатырь» - Петр Бачинский, врач канонерской лодки «Кореец» Николай Востросаблин,
командорским крестом ордена итальянской короны были награждены: младший врач крейсера «Адмирал Макаров» - Владимир Лубо, командир канонерской лодки «Гиляк», капитан 2 ранга Петр Патон-Фантон-де-Веррайон, командир канонерской лодки «Кореец» капитан 2 ранга Федор Римский-Корсаков, врач канонерской лодки «Гиляк» Владимир Госс.
Орден Итальянской короны (степенями не заморачивался)
Маврикий и Лазарь
В спасательной операции принимали участие более 6 тысяч военных и 300 врачей. Только 3 января местные власти, поблагодарив российских военных, уведомили их, что теперь в состоянии справиться собственными силами. Отряд российских кораблей продолжил свой путь: сначала в Аугусту, а затем в Александрию.
Мессина не забыла своих спасителей. Через два года, на собранные жителями Мессины деньги, была отлита золотая медаль, которой решено было наградить Российский флот, а также скульптурная композиция, изображающая русских моряков, спасающих людей из под обломков зданий.
Эти знаки благодарности были вручены командиру крейсера «Аврора», который прибыл в Мессинскую гавань в марте 1911 г.
До настоящего времени жители города хранят память о подвиге русских моряков. Много улиц Мессины названы в честь российских спасателей Балтийской эскадры. На памятной доске, укрепленной на здании муниципалитета в 1978 году, написано, что она установлены в память щедрой помощи экипажей российских кораблей во время декабрьского землетрясения в 1908 году.
Через сто лет мессинцы отмечали эту трагическую дату. Самое трогательное то, что потомки жителей помнят о русских моряках, которые пришли на помощь населению города. Благодарные мессинцы до сих пор называют русских моряков «голубыми ангелами» - потому что они появились неожиданно со стороны моря и форма их была голубого цвета.
В 1910 г. правительство Италии приняло решение о награждении участников спасательной операции. Королевским декретом от 5 июня 1910 года, награждались:
- командир отряда - орденом и золотой медалью;
- командиры кораблей - орденами и большими серебряными медалями с надписью «За оказание помощи пострадавшим во время бедствия в Мессине и Калабрии»;
- Российский флот - большой золотой медалью;
- корабли - большими серебряными медалями;
- все участники без исключения - малыми серебряными медалями с надписью «В память бедствия, постигшего Мессину и Калабрию».
Такие же награды предназначались и другим экипажам иностранных кораблей, принявшим участие в спасении жителей Мессины.
Так как необходимое количество медалей не было готово, вручение их было перенесено на 1911 г.
Крейсер «Аврора», совершавший в 1910-1911 гг. практическое плавание, в это время находился в Средиземном море. Командование поручило командиру крейсера капитану 1 ранга II.Н. Лескову посетить порт Мессина и принять награды и подарки.
1 марта 1911. г. крейсер «Аврора» прибыл в Мессину. На следующий день на борту корабля состоялась торжественная церемония, на которой итальянская делегация вручила П.Н. Лескову:
- большую золотую медаль и художественно выполненный благодарственный адрес русскому флоту;
- большие золотую и серебряную медали для В. И. Литвинова;
- большие серебряные медали для командиров кораблей;
- большие серебряные медали и дипломы для кораблей;
- серебряные медали для всех участников спасательной операции;
- многочисленные подарки.
По данным Главного морского штаба, в спасательных работах в Мессине принимало участие следующее количество моряков Российского флота:
– с кораблей Балтийского отряда: 113 офицеров, 164 корабельных гардемарина, 42 кондуктора и 2559 нижних чинов;
– с канонерских лодок "Кореец" и "Гиляк", присоединившихся к кораблям Балтийского отряда: 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов.
Русским морякам были вручены серебряные шестистрочные медали в память мессинского землетрясения.
ДОКЛАД НА ВЫСОЧАЙШЕЕ ИМЯ
№ 629.
Испрашивается
ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение: На принятие отчеканенных. Итальянским Правительством медалей в память бедствия, постигшего в конце 1908 года Мессину и Калабрию:
Золотых:
ИМПЕРАТОРСКОМУ Российскому Флоту
Бывшему Начальнику Балтийского Отряда, ныне Члену Адмиралтейств-Совета, Вице-Адмиралу Литвинову
Серебряных:
Линейным кораблям:
"Слава" и бывшему командиру его, ныне отставному Капитану 1-го ранга Кетлеру "Цесаревич" и
бывшему командиру его Капитану 1-го ранга Любимову
Крейсеру "Богатырь" и командиру его Капитану 1-го ранга Петрову-Чернышеву
Канонерским лодкам: "Кореец" и бывшему командиру ее, капитану 1-го ранга
Римскому-Корсакову 2-му
"Гиляк" и бывшему командиру ее Капитану 1-го ранга Паттону-Фантону-де-Веррайону,
с тем, чтобы пожалованные лица носили означенные медали, пожалованная Флоту – хранилась в Морском Корпусе, а пожалованные судам хранились на судах, до исключения их из списков, а затем были передаваемы для дальнейшего хранения в Морской Корпус.
На подлинном рукою Морского Министра написано: "Высочайше соизволено. В Царском Селе, Мая 16 дня 1911 года. Морской Министр Вице-Адмирал Григорович".
ДОКЛАД НА ВЫСОЧАЙШЕЕ ИМЯ
№ 650.
Испрашивается
ВЫСОЧАЙШЕЕ соизволение: на принятие и ношение серебряных медалей.
Командиру отряда, командирам кораблей, офицерам, чиновникам, гардемаринам и нижним чинам – 3029 человек.
Разрешено: 4 октября 1911 г.
ОТНОШЕНИЕ ВТОРОГО ДЕПАРТАМЕНТА МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ В ГЛАВНЫЙ МОРСКОЙ ШТАБ.
21 сентября 1911 г., № 11677.
Препровождая у сего в двух запечатанных ящиках 3170 итальянских серебряных медалей, пожалованных лицам, оказавшим помощь пострадавшим во время землятресения в Сицилии и Калабрии в 1908 г., Второй Департамент имеет честь покорнейше просить Главный Морской Штаб не отказать передать 3163 из них чинам Морского Ведомства, поименованным в списках, приложенных к отношениям Главного Морского Штаба от 1 Апреля 1909 г. за № 6594 и от 3 Апреля того же года за № 6818, благоволив об исправном получении медалей уведомить Департамент, с возвращением остальных 7 медалей для передачи таковых Департаментом по принадлежности.
Вместе с тем Департамент препровождает 143 удостоверения, подлежащие выдаче, поименованным в них лицам, присовокупляя, что гардемаринам и нижним чинам удостоверения Итальянским Правительством изготовлены не будут и что пожалование таковых медалей награжденным лицам должно быть удостоверено подлежащим начальством.
Медали, которые, по каким-либо причинам, не представляется возможным вручить лицам, которым они пожалованы, Департамент, по ходатайству Итальянского Министерства Иностранных Дел, покорнейше просит возвратить,
Участвовало в спасении жителей Мессины:
Офицеров:
Балтийского отряда 113, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 20, итого 133
Корабельных гардемарин:
Балтийского отряда 164, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 0, итого 164
Кондукторов:
Балтийского отряда 42, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 4, итого 46
Нижних чинов:
Балтийского отряда 2559, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 260, итого 2819
Всего:
Балтийского отряда 2878, Канонерских лодок«Гиляк» и «Кореец» 284, итого 3162
Носили русские моряки мессинские медали как на пятиугольных колодках, так и на треугольных - кто как мог и хотел.
Русская пятиугольная колодка с шестистрочной мессинской медалью
Матрос с "Богатыря" с медалью за Мессину на треугольной колодке
В чем разница между мессинскими медалями?
Было несколько разных наград, у каждой из которых имелись свои разновидности:
- по металлу
золото-серебро-бронза у четырехстрочных и серебро-бронза у памятных шестистрочных;
- по размеру
40мм для юридических лиц (корабли, организации) и 35мм (четырехстрочка) и 32мм (шестистрочка) для физических лиц, людей.
I. Четырехстрочная
Medaglia di benemerenza per il terremoto calabro-siculo
Медаль заслуг во время землетрясения в Калабрии и Сицилии 28 декабря 1908
Учреждена в Риме 6 мая 1909 года в двух видах:
Диаметр
4 см для учреждений
3,5 см для людей
Степени: золото, серебро, бронза
Надпись на реверсе в четыре строки «Terremoto 28 dicembre 1908 in Calabria e in Sicilia»
Кроме этого, были различия в ленте медали. С 6 мая по 21 октября лента была зелёной с красными полосками 6 мм по краям. Королевским указом № 719 от 21 октября 1909 года вводился указ о том, что цвет кантов становится белым.
Малое золото получили командиры российских кораблей, большое золото флот и корабли.
Плюс командирам кораблей было вручено памятное шестистрочное серебро (см. ниже).
II. Шестистрочная памятная.
Более поздняя La medaglia commemorativa per il terremoto calabro-siculo
«Медаль в память землетрясения в Калабрии и на Сицилии» была учреждена Королевским указом № 79 от 20 февраля 1910 года, чтобы отметить работу наградить за ликвидацию последствий стихийного бедствия, в местах, опустошенными землетрясением 28 декабря 1908 года. Медаль выдавали бесплатно, за счет государства, иностранцам [в т.ч. офицеры и матросы Российского императорского флота с кораблей «Цесаревич», «Слава», «Адмирал Макаров», «Богатырь» и канонерских лодок «Гиляк II» и «Кореец II»], для солдат королевской армии и военно-морского флота, стражам правопорядка города и членам Ассоциации Красного Креста Италии, участвующим в ликвидации последствий землетрясения 28 декабря 1908 года в Калабрии и Сицилии.
Медаль была изготовлена в единственном размере из серебра и бронзы диаметром 32 мм.
Памятной шестистрочной награждали только людей.
Надпись на реверсе в шесть строк : «Medaglia commemorativa - Terremoto calabro-siculo 28 dicembre 1908»
С лентой у этой медали всё тоже не совсем просто.
Медаль носилась на левой груди на шелковой ленте синего цвета шириной 33 мм, с вертикальной белой полосой в центре шириной 11 мм.
Королевским указом № 497 от 7 июля 1910 лента была изменена. Теперь она стала зелёного цвета, шириной 36 мм, с тремя вертикальными белыми полосами, шириной по шесть мм. Этот вариант является самым распространённым.
Русские моряки получили малое памятное серебро - шестистрочную мессинскую медаль.
Автор серебряных шестистрочных мессинских медалей Луиджи Джиоржи (итал. Luigi Giorgi, 1848-1912) - золотых дел мастер, главный гравер Королевского монетного двора в Риме и первый директор-профессор Школы медальерного искусства.
Шестистрочная бронза, показанная выше, в обрезе шеи S.J. (фирма S.Johnson) - Стефан Джонсон, Милан.
А вот итальянцы могли получить и носить сразу две медали - непосредственно за участие в ликвидации - четырехстрочную и памятную шестистрочную, и серебро и бронзу.
Первой наградой у итальянца орден Итальянской короны.
Мессина - город и порт в Италии, расположенный на острове Сицилия. Административный центр провинции Мессина. Кварталы города тянутся по берегу вдоль одноименного Мессинского пролива, протекающего между Апеннинским полуостровом и о. Сицилия. Длина его 33км., ширина 3-22км. Глубина судоходной части 72-1220м. Пролив известен своим коварством и водоворотами - Сцилла и Харибда. Мессина основана около 730 лет до н.э. под названием Занкла - греческими колонистами.
В настоящее время в городе проживает более 500 тысяч человек. Главная отрасль - судостроение и судоремонт, в основном кораблей среднего водоизмещения. Здесь же находится военно-морская база ВМС Италии, хотя протяженность причального фронта незначительна. Глубина у причалов до 9м., а у входа в гавань, ширина которой 457м., до 8м.
Катастрофическое землетрясение 28 декабря 1908 года навечно запечатлелось в памяти и сердцах жителей города Мессины, как и самоотверженность, героизм русских моряков, пришедших на помощь. Тот подвиг вошел почетной страницей в историю Российского военно-морского флота. Трагедия внесена во все справочники как одна из крупнейших в истории человечества, повлекшая за собой огромные жертвы.
Первый толчок поднял людей с кроватей в 5:25. Второй, нарастающий толчок длился около 10 секунд. Затем толчки последовали один за другим. От каждого очередного колебания земной поверхности разваливались здания. Рухнули гостиница и собор, в руины превратился целый городской квартал. В развалины превратился Большой Норманнский собор Благовещенья, хранивший на протяжении столетий в своих стенах сокровища древнего искусства. Теперь он похоронил их под гранитными обломками. В прах рассыпались замечательные архитектурные творения - театры Мунизоне и Виктора Эммануэля. Роскошные, переполненные туристами гостиницы "Виктория", "Метрополь", "Тринакриа" и "Франция" пошатнулись и рухнули, похоронив своих постояльцев. Развалился собор Диомо - еще одно хранилище бесценных сокровищ искусства. Уцелела только колоссальная мозаичная статуя Христа на куполе аспиды восточной оконечности собора.Но все это составило лишь небольшую часть трагической истории. Дома похоронили целые семьи, городские кварталы своих обитателей. Развалившиеся армейские казармы Сантелия отняли жизни у спящих солдат и внесли свою лепту в трагедию. В своих домах погибли начальник полиции и большинство представителей городских властей. Землетрясение освободило в тюрьме Капуччини 750 заключенных. Они разбрелись по улицам и грабежами и убийствами создавали дополнительную опасность для жителей города.
Когда, наконец, толчки прекратились, из 147 тысяч жителей в живых осталось 65т. Остальные погибли. Кто был раздавлен обломками рухнувших зданий, кто сгорел в пожарах, возникших из-за повреждения газопровода, кто утонул в водах разлившихся городских резервуаров. Жители прибрежной полосы подверглись ударам цунами. Повсюду царил полнейший хаос, который стал превращаться в сумасшедший дом. Чтобы снять с погибших украшения, грабители обрубали им пальцы. Полуголодные толпы на полуразрушенных складах забивали друг друга до смерти из-за куска хлеба. Казалось, что нет никакой силы, способной противостоять разбушевавшейся стихии, панике, мародерству.
В это время у берегов Сицилии находился отряд кораблей Балтийского флота под командованием контр-адмирала В.И. Литвинова в составе: "Цесаревич", "Слава", "Адмирал Макаров" и "Богатырь". В октябре 1908 года корабли вышли из Либавы в практическое плавание и в декабре стояли на якорях в глухой бухте Аугуста на Сицилии, где занимались учебными минными и артиллерийскими стрельбами. Как только стало известно о сильном землетрясении командир отряда телеграфировал в Петербург, запросив инструкции. Но еще до получения ответа выяснились масштабы разрушений. И тогда Владимир Иванович Литвинов, не дожидаясь ответа, поднял сигнал: "Отряду готовиться к походу". Утром 29 декабря русские корабли были у Мессины.Войдя в гавань, моряки увидели, что города практически не существовало. Кругом груды развалин, подернутые облаками дыма и пыли. Уцелевшие люди, в большинстве своем полуголые и невменяемые, нуждались в срочной медицинской помощи, в пропитании и обогреве. Но первейшей задачей стало спасение людей засыпанных обломками зданий.
Для участия в спасательных работах с кораблей сошло 113 офицеров, 164 гардемарина, 42 кондуктора, 2599 нижних чинов, а с подошедших чуть позже канонерских лодок "Гиляк" и "Кореец" еще 20 офицеров, 4 кондуктора и 260 нижних чинов.
В первый же день под открытым небом русскими моряками был открыт госпиталь, где оказывали первую помощь. Тяжелораненых размещали на кораблях, а затем их доставляли в Неаполь. Так "Слава" и "Адмирал Макаров" перевезли более двух тысяч человек. Причем ни докторов, ни санитаров не хватало и офицерам и матросам самим приходилось ухаживать за ранеными. Пожалуй, самая трудная работа как физически, так и морально была при разборке развалин. Смрад, трупный запах, изуродованные тела погибших... но уже в первый день удалось спасти более ста человек. Раскапывали вручную, причем на развалинах при продолжающихся подземных толчках, опасность грозила почти одинаково как спасаемым, так и спасателям. Но моряки пробирались туда, куда, казалось, невозможно было проникнуть. Команды отказывались от пищи и отдыха - их приходилось отправлять на корабли силой приказа. В пять дней по приблизительному подсчету русского штаба, было спасено нашими командами около 2400 человек, на деле, вероятно, спасенных было больше. Статистикой никто не занимался. В полдень прибыла английская эскадра. Моряки Британии развернули походные кухни, помогли восстановить порядок в борьбе с грабителями и мародерами.
К этим строкам остается лишь добавить, что немало ярких свидетельств героизма и самоотверженности русских моряков содержится в мало кому известной книге А.М. Горького "Землетрясение в Калабрии и Сицилии" изданной в 1909 году в Санкт-Петербурге. Горький, живший в то время на Капри, выезжал в Мессину вскоре после землетрясения, провел там несколько дней и записал рассказы очевидцев.
Итальянское правительство в 1910 году наградило всех участников спасения. Контр-адмирал В.И.Литвинов получил Большой крест Итальянской короны, командиры кораблей и врачи - Командорские кресты. И все без исключения получили "Памятную медаль о землетрясении в Калабрии-Сицилии 28 декабря 1908 года"
В феврале 1911 года крейсер "Аврора" (так нам хорошо знакомый) совершал учебное плавание в Средиземном море, в ходе которого зашел в Мессину за получением наград и подарков участникам спасательной эпопеи. Муниципалитет передал крейсеру и мемориальную грамоту, впоследствии попавшую в собрания Санкт-Петербургского военно-морского музея. После мессинских событий население Италии стало с еще большим уважением относится к русским морякам. Во всех итальянских приморских городах, которые они посещали, жители выражали им свою глубокую признательность. Командир крейсера "Олег", находившегося в Средиземном море в 1913-14 гг. писал в своем отчете, что экипаж "встречал в итальянских портах самое радушное и внимательное отношение...
Помнят ли нынешние жители Мессины о самоотверженной помощи русских моряков? Помнят! В нынешней "большой Мессине" (как впрочем в любом городе) есть новые районы, прежде бывшие окраинными деревнями, которые, как и весь город, тоже были полностью разрушены землетрясением. Так вот, в каждом из этих районов есть улица, посвященная памяти русских моряков. Все они носят похожие названия: "Улица российских героев-моряков 1908 года", "Улица русских моряков", "Улица русских моряков Балтийской эскадры". В последующие годы, неоднократно, местные городские власти приглашали наших военных моряков в гости. Так в январе 1930 году здесь впервые побывали советские моряки - балтийцы, совершавшие переход из Кронштадта в Севастополь в составе линкора "Парижская Коммуна" и крейсера "Профинтерн" во главе с Л.М.Галлером, а в октябре отряд кораблей Черноморского флота, включавший крейсер "Червона Украина", эскадренные миноносцы "Незаможник" и "Шаумян" под командованием Ю.В. Шельтинга. В Мессине итальянцы в беседах с краснофлотцами с чувством признательности вновь вспоминали самоотверженные действиях русских моряков в 1908 году, а также выражали свою благодарность советским людям, принявшим в 1928 году активное участие в поисках экипажа дирижабля "Италия", потерпевшего аварию в Арктике. В том январе корабли посетил А.М.Горький. Он присутствовал на вечере самодеятельности и выступил с коротким докладом о своей творческой работе.
Как-то еще в период моей службы в кубрике зашел разговор о визитах, а их в ту пору было немало как официальных, так и деловых. Различались они и как по содержанию, так и по отношению к нам - советским военным морякам. Помнится, прикомандированный старшина рассказал нам о недавнем визите в Италию.
Упомянул о необычайно теплом приеме и радушии итальянцев. Честно говоря, я не совсем этому поверил. И вот почему. В те годы шла "холодная война", к тому же Италия - член НАТО. Нет, в это верилось с трудом, но оказывается я действительно ошибался. В том 1973 году после сорокалетнего перерыва возобновились взаимные визиты военных кораблей СССР и Италии. Во второй половине сентября в Севастополе и Одессе побывал отряд итальянских военных кораблей, а с 15 по 22 октября ответный визит нанесли советские корабли в составе крейсера "Адмирал Ушаков" и БПК "Отважный" под командованием контр-адмирала Л.Я.Васюкова. Сначала они побывали в порту Таранто, а затем и Мессина. Их пребывание здесь явилось большим событием для итальянских жителей.
Прошло 65 лет после мессинской трагедии 1908г, но подвиг русских матросов в Италии не забыт. Из поколения в поколение передается в семьях потомственных мессинцев рассказ о благородстве моряков российской эскадры. "Они первыми пришли к нам на помощь", - под таким заголовком была опубликована корреспонденция в местной газете перед визитом наших кораблей. В дни их визита советских моряков посетил Альмейдо Аттилло, который рассказал о том, как его, 11-летнего мальчика, извлекли из развалин российские моряки.
Через три года, в 1976 г. с 17 по 22 сентября в порту Мессина гостил другой отряд советских кораблей в составе крейсера управления "Жданов" и большого противолодочного корабля "Смелый". К тому времени корабли уже четыре месяца находились на боевой службе в Средиземном море. Возглавил визит командующий 5 эскадрой вице-адмирал В.И.Акимов.
Вот что вспоминает о том событии старшина 1 статьи запаса Владимир Патосин, служивший на крейсере в БЧ-5, первое машинное отделение. "Заход великолепный и по теплоте приема, и по красоте мест. Запомнилась необычная бухта со старинной крепостью. Самое потрясающее, что в городе до сих пор помнят события 1908 года и чтят! Для посещения крейсера был прибран носовой кубрик, за дни визита на корабле побывали тысячи мессинцев. В город на экскурсии удалось сходить по 1-2 раза, кто-то побывал в городе Таормина и еще где-то.
фото В.Патосина |
А вот, что пишет о тех днях Сергей Филипповский, служивший в РТС. "Мне, как пожалуй и другим, запомнилось радушие мессинцев, их открытость. Все это мы ощущали и во время автобусных экскурсий в Таормино и Серакузы, пеших прогулок по городу и встречах на борту кораблей. Вспоминая те дни, припомнился и такой курьезный момент, случившийся в первые минуты визита. Наш крейсер первым подошел к причалу. После оканчания шватровки, флаг перенесли с гафеля на флагшток на корме. По кораблю был обьявлен "Большой сбор" на юте. В это время рядом с нами швартовался БПК "Смелый". Однако командир "Смелого" чуток не подрасчитал скорость, вследствии чего БПК стал наваливаться форштевнем на наш флагшток с флагом. На глазах сотен мессинцев и всего нашего экипажа флаг упал... Это были непередаваемые секунды, возникло смешанное чувство ужаса, позора и обиды... Спасли положение сигнальщики. От какой-то швабры быстренько оторвали черенок и приладили к нему флаг, а один из них встал вместо флагштока. Ну, а после построения устранили повреждение".
Другой участник того визита Валерий Дмитриенко, служивший на "Жданове", в БЧ-4, первый дивизион, рассказывает: "Во второй декаде сентября 1976 года штаб эскадры перешел на ПКР "Ленинград". Экипаж крейсера приступил к подготовке официального визита в Италию, порт Мессина. Рано утром 11 сентября связисты нашего дивизиона установили УКВ связь с итальянцами. Об этом я как помощник дежурного по связи доложил командиру боевой части связи капитану 2 ранга Фещуку Ан.А. Вскоре пред нами раскинулась величественная панорама бухты, города и его окрестностей. Крейсер "Жданов" и БПК "Смелый" были пришвартованы как бы в центре города и как нам говорили итальянцы, именно в том месте, где стояли корабли Балтийской эскадры.
Принимали нас хорошо. В один из дней состоялась торжественная церемония возложения венка. В ней участвовал почетный караул с наших кораблей, а также военный атташе СССР в Италии, командир крейсера капитан 1 ранга Шакун Ан.М., командир "Смелого", командование военно-морской базы и другие официальные лица.
На баке и юте крейсера были организованы небольшие экспозиции о ВМФ СССР, на кораблях побывало множество жителей города, матросов и офицеров итальянских военно-морских сил. Под теплым солнцем Мессины на этих встречах часто звучал смех, на лицах светились улыбки и, конечно, бойко шел обмен сувенирами. Особенно из флотской атрибутики. Экипажам наших кораблей были выделены автобусы, на которых мы совершили поездки в соседние города, такие как Сиракузы и в ту же Таормину. Получились они интересными, познавательными. Одно могу сказать, что те впечатления остались на всю жизнь!
фото из альбома Валерия Дмитриенко
фото из альбома Алексея Курданина
В 1978 году Мессина отметила семидесятилетие трагических событий. В связи с этим была издана книга Розы Марии Палермо ди Стефано и Витторио ди Паоло. "1908. Русские моряки в Мессине". В тот год на здании городского муниципалитета была установлена памятная доска. Надпись на ней гласит: "В память щедрой помощи, оказанной экипажами русских военных кораблей "Богатырь", "Цесаревич", "Макаров", "Слава" - жителям Мессины, пострадавшей от землетрясения 28 декабря 1908 года. Муниципалитет, высоко оценивающий жест человеческой солидарности и высочайшего героизма, установил эту мраморную доску по случаю желанного визита советских представителей как свидетельство вечной памяти и братской дружбы города Мессина с русским народом”.
Как почетного гостя, принимала Мессина тогда большой противолодочный корабль "Решительный", прибывший с визитом. Отмечалась та дата и в Советском Союзе. Так, например, была выпущена вот эта почтовая марка.
Прошло еще двадцать лет, когда по приглашению муниципалитета Мессины, туда отправился БПК "Керчь", чтобы принять участие по случаю 90-летия мессинского землетрясения и героической помощи русских матросов. Возглавил тот визит заместитель командующего Черноморского флота контр-адмирал А.Ковшарь.
Летят годы. Но есть полная уверенность, что пока жива благодарная Память мессинцев, в гавани этого чудесного города-порта еще не раз будет развиваться российский Андреевский флаг!
Мессинское землетрясение произошло 29 декабря 1908 года. Вскоре весь мир потрясло трагическое известие о страшных событиях. Два итальянских города Мессина и Реджо-Калабрия в короткий срок превратились в руины. Десятки тысяч человек были погребены под обломками обрушившихся зданий. Из-за стихийного бедствия изменились даже очертания берегов и рельеф прибрежного дна. Интересно, что наиболее полное описание катастрофы составили Максим Горький, который в то
время как раз находился в Италии, и польский геолог Богданович К. И.
Роковое утро
Мессинское землетрясение 1908 года внезапно началось ранним утром, в 05.30 по местному времени, когда жители города еще видели сны в своих постелях. Многим из них так и не суждено было проснуться. Согласно оценкам геологов, магнитуда толчков составила целых 7,5 балла. Первый удар длился всего лишь 10 секунд, однако этого было достаточно, чтобы превратить цветущие в развалины. Разгром был довершен следующими двумя толчками. Мессинское землетрясение также спровоцировало волны цунами, которые с интервалом в 20 минут обрушивались на города и нанесли окончательные штрихи на ужасную картину того, во что было превращено побережье. В высоту они достигали
трех метров. Слабая сейсмическая активность продолжалась еще несколько дней вплоть до 1909 года. Землетрясение в Италии в 1908 году унесло жизни от 80 до 100 тысяч человек. Точная цифра до сегодняшнего дня неизвестна. В частности, из 150-тысячного населения Мессины под обломками зданий навеки остались около 60 тысяч человек.
Спасение уцелевших
Первыми на месте трагедии оказались русские моряки, находившиеся неподалеку от на учебных стрельбах. Узнав о том, что произошло Мессинское землетрясение, командир отряда дал команду кораблям срочно направляться к месту трагедии. По пути к разрушенным городам шли одновременные приготовления к работам по спасению: были сформированы спасательные команды, сооружены приемные пункты для пострадавших в корабельных лазаретах,
приготовлены потенциально необходимые материалы вроде бинтов и медикаментов. Уже утром корабли прибыли к месту происшествия, где начались активные работы по расчистке завалов, а также по спасению погребенных под ними людей. Раскопки представляли собой опасность и для самих спасателей, так как Мессинское землетрясение к тому времени еще давало о себе знать, сейсмическая активность продолжалась, напоминая о себе подземными толчками и угрозой новых обвалов. И несколько матросов все же нашли здесь свою смерть. Команды спасателей меняли друг друга каждые шесть часов. Только по официальной статистике моряки спасли более двух тысяч человек, расчищая развалины и извлекая тела людей, находившихся на грани смерти. В последующие дни к берегам города начали подходить с помощью и корабли других государств. До сегодняшнего дня жители города бережно хранят память об этом подвиге. В частности, в городе установлены памятники спасателям, а несколько улиц имеют характерные названия в честь русских моряков.
Мессинское землетрясение (или землетрясение в Мессине и Реджио) произошло 28 декабря 1908 года ранним утром в регионах Сицилия и Калабрия (Южная Италия). Магнитуда землетрясение была 7,1, считается, что это немного, но по интенсивности землетрясение было катастрофическим и по шкале Меркалли его интенсивность определяется в XI баллов. Города Сицилии и Реджио ди Калабрия были практически разрушены, а от 75 до 200 тысяч человек погибли.
Землетрясение.
28 декабря 1908 года около 5 часов 20 минут по местному времени в районе сицилийского города Мессина произошло землетрясение силой 7,1 магнитуд. Эпицентр находится очень близко от Мессины. Вторым пострадавшим регионом был Реджио, который находится на континентальной части Италии. Подземные толчки продолжались 30 – 40 секунд, зона разрушений 300-километровым кольцом опоясывала Мессину. Через несколько минут после землетрясения двенадцатиметровое цунами нахлынуло на ближайшие побережья, вызывает еще большие разрушения. 91% городских структур Мессины было разрушено, а 70 тысяч жителей города погибли.
Спасатели искали людей в развалинах несколько недель, и целые семьи живыми откапывали позже, но тысячи остались похороненными там. Здания в этой области строились неустойчивые, и не могли выдержать сильные толчки, почти все дома имели тяжелые крыши и плохие фундаменты и стены.
Причины.
Землетрясение было вызвано движением литосферных плит. Италия расположена вдоль границы континентальной Африканской плиты и эта плита сталкивается под дном Средиземного моря с также континентальной Евразийской плитой, движение плит идет с скоростью до 25 мм в год.
Происхождение цунами в Мессине по-прежнему остается нерешенной геологической проблемой. Этот регион находится, конечно, в зоне влияния большой рифтовой зоны, на калабрийской дуге, образованной путем медленного движения океанической коры в Ионическом море.
Такие тектонические условия характеризуются наличием разломов с направленными вверх движениями, которые могут в определенные периоды вызывать цунами. До сегодняшнего дня не было обнаружено никаких разломов или движений в Мессинском проливе или вдоль берегов Сицилии. В конце концов, очень странно, что цунами произошло через 8-10 минут после землетрясения, что затем привело исследователей к мысли, что цунами непосредственно с землетрясением не связано. Совсем недавно было высказано предположение, что цунами вовсе не генерировалось самим землетрясением, однако его вызвал огромный оползень в море.
Исследования дна моря показали, что цунами происходят в Средиземном море нередко, если брать геологические отрезки времени. В отложениях бухты Аугуста обнаружено двенадцать слоев, датируемых периодов в 4500 лет, с микроорганизмами, особенно фораминиферами, жившими вдоль берегов острова. Эти слои, возможно, сформировались после цунами, когда отложения были снесены с пляжей и транспортированы течениями в залив.
Также землетрясение привело к тысячам пожаров, которые еще больше разрушили дома и превратили их в полные руины.
Восстановление и помощь.
Новость о катастрофе дошла с итальянскими подводными лодками до Никотеры, где были работающие телеграфные линии, но люди смогли добраться до телеграфа только в полночь следующего дня. Железнодорожные линии в районе были разрушены, часто вместе со станциями.
Итальянский военно-морской флот и армия пришли на помощь, моряки и солдаты стали разбирать завалы, лечить раненых и эвакуировать беженцев (как делал каждый корабль). Мародеров и бандитов расстреливали. Позже в Мессину прибыли король Виктор Эммануил III и королева.
Было объявлено о необходимости получения международной помощи по всему миру. С помощью Красного Креста и моряков флотов России и Англии поиск раненых и очистка города были усилены и ускорены. Российские боевые корабли «Цесаревич» и «Слава», крейсера «Адмирал Макаров» и «Богатырь», британский линкор «Эксмут» и крейсера «Эуриалус», «Минерва» и «Сатледж» пришли в Мессину для оказания помощи, а корабль «Афонвен» был в Мессине во время землетрясения. Французские броненосцы «Хустисе» и «Верите» и три миноносца были также направлены в Мессину. Американский «Большой Белый Флот» и корабли снабжения «Селтик» и «Кульгоа» также направлены для помощи населению.
Афтершоки.
Повторные землетрясения различной силы (до 6,3) продолжались до 1913 года, то есть почти 5 лет.
Известные люди, погибшие во время землетрясения
Луиджи Карло Инверницци (1827 – 1908), гарибальдиец
Домимико Боссо (1827 – 1908), патриот Италии
Плачидо Лука Тромбетта (1828 – 1908), художник
Гаэтано Микале (1828 – 1908), скульптор и гравер
Франчески Перрони Паладини (1830 – 1908), юрист, гарибальдиец
Джузеппе Ла Маэстра (1831 – 1908), музыкант и художник
Джакомо Макри (1831 – 1908), юрист и политик, бывший ректор Мессинского университета
Рафаэле Вильяри (1831 – 1908), писатель и художник
Грегорео Заппала (1833 – 1908), скульптор
Отец Джамбатиста да Франкавильи (1836 – 1908), монах из секты капуцинов в Мессине.
Отец Агостино да Мессина (1838 – 1908), монах из секты капуцинов в Мессине
Рафаэле Сильваньи (1838 – 1908), юрист, судья апелляционного суда.
Франческо Физичелла (1841 – 1908), священник, философ и юрист.
Нино де Лео (1843 – 1908), гарибальдиец и политик
Плачидо ди Белья (1843 – 1908), художник.
Кресчензо Грильо (1845 – 1908), генеральный прокуратор короля в Мессине
Джузеппе Галати (1846 – 1908), заместитель прокуратора короля в Мессине
Алессио Валори (1846 – 1908), поэт и публицист
Гаэтано Руссо (1847 – 1908), скульптор
Сальваторе Капальбо (1848 – 1908), судья апелляционного суда.
Грегорио Панебьянко (1848 – 1908), художник и профессор университета.
Раймондо Сан Мартино де Спуччес герцог Санто-Стефано (1850 – 1908), дворянин и мэр Сан-Стефано
Луиджи Фаччиоли (1851 – 1908), доктор и профессор Мессинского университета
Даниэль Стасси (1851 – 1908), в прошлом настоятельно католической церкви в Мессине.
Джакомо Перрони Ферранти (1851 – 1908), юрист и адвокат, профессор уголовного права Мессинского университета
Фердинандо Пуглия (1853 – 1908), юрист и адвокат, профессор процессуального права Мессинского университета
Амалия Эльвира Мондио (1854 – 1908), дворянка, мать Мичелло Грисафульо Мондио, итальянского политика, сподвижника Муссолини
Николо Фульчи (1857 – 1908), политик и юрист, бывший заместитель министра
Пауло Каррузо (? – 1908), квестор из Мессины
Джиоаччино Чиниго (1858 – 1908), поэт и литературный критик
Джузеппе Ариго (1858 – 1908), юрист, мэр Мессины с 1897 по 1899, член парламента.
Джованни Сеска (1858 – 1908), философ
Соттиле Себастьяно (1858 – 1908), юрист и политик
Гаспаре де Урсо (1861 – 1908), медик, академик, декан медицинского факультета Мессинского университета
Джованни Дандоло (1861 – 1908), профессор
Джованни Цикала (1861 – 1908), финансист
Никола Петрина (1861 – 1908), политик и профсоюзный деятель
Джузеппе Апенапримо барон де Лихтенберг (1862 – 1908), историк, поэт
Джузеппе де Агуанно (1862 –1908), юрист и социолог, профессор университета
Плачидо Чезарео (1862 – 1908), ученый и поэт
Чарльз Босфильд Хулеатт (1863 – 1908), священник англиканской церкви, тренер футбольного клуба Мессины
Луиджи Ломбардо Пеллегрино (1864 – 1908), инженер, политик и общественный деятель.
Арнольдо Саббатини (1864 – 1908), директор университетской библиотеки в Мессине
Мария Тереза Бари (1864 – 1908), директор библиотеки в Мессине
Бенедетто Кракси (? – 1908), профессор гуманитарных наук
Эдуардо Джакомо Бонер (1866 – 1908), поэт, писатель и журналист.
Джованник Ноэ (1866 – 1908), политик
Карло Руффо (1866 – 1908), аристократ и художник
Филиппо Ре Каприата (1867 – 1908), физик, профессор университета
Агатино Джованни Барбера (1867 – 1908), врач и ученый, профессор физиологии университета
Габриэле Грассо (1867 – 1908), географ
Виргилио Сачча (1867 – 1908), писатель и журналист, поэт
Артур Сэнфорд Чейни (1869 – 1908), американский консул в Мессине, погиб вместе с женой Лаурой (1870 – 1908)
Мария Патерно Ареппо (1869 – 1908), аристократка и филантроп
Винченцо Страззулья (1870 – 1908), археолог
Анджело Гамба (1872 – 1908), тенор местного театра, в ночь перед землетрясением пел партию Радамиса в театре
Альфредо Де Медио (1875 – 1908), юрист, профессор римского права университета
Луиджи Плаканика (1876 – 1908), административный деятель
Джузеппе Ориолес (1878 – 1908), юрист и депутат
Анджело Тоскано (1879 – 1908), поэт
Вальтер Оутс (1879 – 1908), английский предприниматель и футболист клуба Мессины
Фрэнк Джон Картер (1879 – 1908), английский предприниматель и футболист клуба Мессины
Рикардо Касалаина (1881 – 1908), композитор
Фрэнк Вуд (1889 – 1908), английский предприниматель и футболист клуба Мессины
Амалия Крисафульи Мондио (1890 – 1908), дворянка
Здания, разрушенные землетрясением
Дом отца Минорити, Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы (Мессина), Церковь чистилища душ (Мессина), Церковь Святого Филиппа Черного (Мессина), Церковь Сан-Грегорио (Мессина), Церковь Санта-Мария-делла-Скала (Мессина), Церковь Санта-Тереза (Мессина), Коллегиум иезуитов (Мессина), Монастырь Святого Франциска (Мессина), Отель «Тринакрия», Дворец Джиокомо Минутоли, Дворец Арена, Дворец Аварна, Дворец Бруначчини, Дворец Трибунала, Дворец Дель Аппалто, Торгово-промышленная палата, Дворец Грано, Дворец Моло, Мэрия Мессины, Дворец Писторио-Кассибиле, Королевский дворец Мессины, гражданская больница Мессины