Салоники: раннехристианские и византийские памятники юнеско. Византийские памятники Известные памятники византийского искусства
903
До роскоши и блеска Стамбула времен османских султанов, он был столь же роскошен, являясь Константинополем - столицей Византийской империи.
Вследствие окончательного распада Римской империи, Византия постепенно оформилась в отдельное государство. Столицей Восточной Римской Империи становится город на Босфоре - бывшая небольшая греческая колония, которую император Константин расстраивает и превращает в поистине великий город.
В отличии от Западной Римской Империи, восточная ее часть всегда была говорящей на греческом языке. А византийские императоры придерживаются православной, а не католической разновидности христианства. Так что в скором времени между двумя этими частями не осталось ничего общего.
Теперь уже сложно представить, что Византийская Империя простиралась по всей Анатолии и дальше на восток. Мощное государство, просуществовавшее более 10 веков, закончило историю своего существования в 1453 году, когда турки-османы завоевали Константинополь. Последний византийский император погиб, сражаясь на городских стенах.
Вне всяких сомнений лучшие памятники византийского периода находятся в Стамбуле, но есть интересные напоминания об этой эпохе в Трабзоне и Изнике. Во Фракии, в южной части Мраморного моря, также сохранилось несколько достойных внимания византийских церквей. А в самом центре Анатолии расположены высеченные в скалах церкви и подземные города Каппадокии.
Святая София (Айя-София), Стамбул
Собор Святой Софии - бывший патриарший православный собор, построенный по приказу императора Юстиниана в 537 году. Для строительства символа величия империи были приглашены лучшие архитекторы того времени - Исидор Милетский и Анфимий Тралльский. Купол, который они спроектировали, был одним из чудес света. Этот собор, после мечеть, а сейчас музей играет важную роль в истории Турции.
Монастырь Хора, Церковь Христа Спасителя в Полях (мечеть Карие), Стамбул
Если Святая София это памятник номер один ранних лет Византии, то церковь монастыря Хора, приобретшую свой окончательный облик в XIV веке, можно смело назвать звездой периода ренессанса.
Церковь богато украшена великолепными мозаиками, самые древние из которых датируются IV веком. Особая уникальность этой церкви в ее фресках - одни блистают золотом, другие выполнены в мягких постельных тонах. На всех изображены различные сцены из библейских историй.
Еще от церкви открывается удивительный вид на город.
Музей мозаики Большой Дворец, Стамбул
Византийские императоры жили в обширном комплексе зданий, называвшихся Большой Дворец, расположенном между Святой Софией и Ипподромом. В XI веке дворец забросили, а после захвата Константинополя в 1453 году Большой Дворец был окончательно уничтожен. Но в начале прошлого века внезапно были обнаружены несколько его фрагментов, в том числе залы с великолепно сохранившимся мозаичным полом. Мозаики, которые Вы можете увидеть в музее являются самыми древними в Стамбуле. К тому же они не похожи ни на что другое - яркие, сочные и потрясающе живо изображающие разнообразные необычные аспекты жизни того времени. Например обезьяна, пытающаяся поймать птицу или маленький мальчик, пасущий гусей.
Собор Святой Софии (Айя София), Трабзон
Наиболее значительным памятником византийского искусства в Трабзоне является собор Святой Софии. Собор был построен в XIII веке, во время правления Мануэля I, когда Трабзон был столицей Трапезунды. И имел, безусловно, столичный размах.
Когда-то здесь была мечеть, потом русский военный госпиталь и склад, после снова мечеть и вот теперь это музей великолепных фресок.
Красочные фрески Софийского собора абсолютно захватывающие. К тому же они были полностью восстановлены под руководством эксперта по византийскому искусству Дэвида Таблот Райса.
В Трабзоне есть и другие важные памятники византийской эпохи. Это развалины императорского дворца, мечеть Фатих (бывшая церковь Панагии Крисокепалос) и небольшая церковь монастыря Каймаклы с потрясающими фресками.
Монастырь Панагия Сумела
Недалеко от Трабзона, в провинции Мачка, на высоте 1200 метров над уровнем моря, непостижимым образом цепляясь за скалы посреди соснового леса расположен монастырь Сумела.
Согласно преданию горный монастырь был возведен в IV веке монахами Варнавой и Софронием, пришедшими из Афин с чудотворным образом Богородицы Панагия Сумела, написанным евангелистом Лукой.
Монастырь Сумела был действующим до 1923 года, когда монахи, уезжая, вывезли с собой все монастырские святыни, включая ту самую икону Богородицы.
Но великолепные фрески и сам, будто бы парящий в воздухе, монастырь, монахи увезти не могли. И после того, как они оставили монастырь, он пришел в упадок. А возродился вновь только в конце 90-х годов прошлого века, когда был отреставрирован. И теперь это одна из самых великолепных достопримечательностей Турции византийского периода. Ежегодно монастырь привлекает множество туристов.
Исторически так сложилось, что в Салониках, ведущих свою историю с античных времён и до сегодняшнего дня, наибольшее количество артефактов и памятников сохранилось преимущественно со времён Византийской империи.
Мощная крепость, в плане трапецеидальной формы, с чередующимися башнями квадратной, треугольной и круглой форм окружала полис. В римский и раннехристианский период существовала дополнительная защитная стена, остатки которой спорадически разбросаны по периметру форта.
Постройка защитного ограждения на фундаменте более раннего, возведённого в эллинистическую и римскую эпохи относится к концу IV века, времени правления императора Феодосия Великого (379-395).
Со стороны моря полис был защищён невысокой крепостной стеной, где в юго-западной её части был построен морской порт Константином Великим.
На уцелевших стенах и башнях Салоники, кое-где существуют остатки надписей, выложенных из керамической плитки – средневековое граффити, послания из прошлого, свидетельствующие об изменениях и усилениях фортификационных сооружений на протяжении тысячелетий.
В каждом районе старого города остались памятники, напоминающие о византийской и поствизантийской эпохе, когда Салоники имели огромное значение в политической и духовной жизни империи, уступая лишь столице – Константинополю. При османах город выполнял роль центра империи на Балканском полуострове.
Подавляющее большинство памятников, внесённых в список ЮНЕСКО – это объекты религиозного характера. Едва ли не единственным, выпадающим исключением из этого списка правил, являются византийские бани, зажатые среди современных бетонных коробок зданий в узких улочках Верхнего города.
Путешествуя по Салоникам, интересно наблюдать эволюцию архитектурных стилей храмов, их разнообразие и изящество форм. От раннехристианской базилики Панагии Ахиропиитос с тремя нефами, притвором и боковым приделом и базилике с пятью нефами в честь Святого великомученика Димитрия и двумя боковыми приделами к переходной форме – крестово-купольной архитектуре ранней Византии – Святой Софии.
Панагия Халкеон – средне-византийского периода крестово-купольный храм. Крестово-купольная архитектура сопровождала строительство святилищ и в поздневизантийскую эпоху: Святителя Пантелеймона, Святых Апостолов, Святой Екатерины, Преображения Спасителя, Монастырь Влатадон и храм Пророка Ильи.
Наряду с разнообразием архитектурных форм памятников с изящными пропорциями, искусно выложенными из плиток дуг, апсид и арок, путешественник может проследить эволюцию архитектурных форм и утончённого зодчества от раннего христианства до эпохи Палеологовского ренессанса.
Большую ценность для ценителей искусства представляют величественная Ротонда и маленькая, затерянная в многочисленных кривых улочках Верхнего города, церковь святого Давида – памятники, известные благодаря своей неповторимой мозаике раннего христианства. Как и двухэтажный собор Архангелов с криптой в подвале, храм Святого Николая Орфану с великолепными фресками, идеально сохранившимися со времён правления династии Палеолог.
В годы османского владычества (1430-1912) почти все христианские святыни постепенно преобразовываются в мусульманские мечети. По соседству с христианскими святынями строятся новые мечети, медресе, приюты для бедных, рынок Безестени, хамамы и постепенно Салоники приобретают восточный колорит.
Помимо религиозных памятников строятся новые цистерны для сбора питьевой воды, усовершенствуется система водоснабжения. В Верхнем городе, среди извивающихся узких улиц, словно змей на голове у медузы Горгоны, искусной резьбой по мрамору декорируются многочисленные источники с водой.
В османский период был построен форт Вардар на юго-западе и перестроили форт Эптапиргио на Акрополе.
Вследствие запретов турецких властей, в пост византийский период, христиане, жившие компактно, строили церкви невысокие. Как правило, это были трёхнефные базилики с низкой покатой крышей.
После прибытия еврейских переселенцев из Испании в 1492 году, Салоники приобретают облик мульти культурного и много конфессионального города. Такая самобытность сохранится вплоть до освобождения Салоник от турок в 1912 году.
Крепостные стены
История города, словно осколки зеркала, отражена в сохранившихся надписях – этих живых свидетелях далёких событий, на отдельных башнях и участках крепостной стены.
В IV веке возводится крепостная стена на основе ограды, существовавшей в эллинистический и римский периоды. Крепость трапецеидальной формы в плане, протяжённостью около 8 км., станет надёжной защитой для жителей Салоники более чем на полтора тысячелетия. На пологих участках башни крепости перестроят из квадратных в треугольные. Это связано с эволюцией в фортификации.
В ранний период крепостные стены были ограждены дополнительной стеной -преградой. Со стороны моря до 904 года защитное ограждение было приземистым.
Крепостная стена на западе
Участок стены раннехристианского периода сохранён невдалеке от площади Демократии. В этом месте до 1874 находились «Золотые ворота» — главный вход в город с запада. Пройдя их, путник попадал на главную дорожную «артерию», которую позже назовут проспект византийцев.
От «Золотых ворот» стена плавно поднималась до пересечения с улицей Святого Димитрия. В этом месте находились ворота, именуемые Литийные, пройдя сквозь которые путешественник попадал на улицу, пересекающую весь город с запада на восток.
Участок стены на северо-западе
От несуществующих Литийных ворот на север к Акрополю ведёт довольно крутой подъём, вдоль которого вытянулась крепостная ограда. Частично этот участок был достроен во времена, когда деспотом Салоник был Мануил Палеолог (1369-1373).
Акрополь
Крепость, разделявшая Акрополь от верхнего города, начиналась примерно с участка напротив монастыря Влатадон и заканчивалась у башни Тригониу. То, что защитные башни обращены в сторону Акрополя, свидетельствует о том, что внутренняя сторона, т.е. обороняющихся была изначально обращена к морю, а Акрополь – достроенный форт гораздо позднего периода. Надпись, сохранившаяся на башне Лапарда, надлежит идентифицировать с восстановительными работами в конце XII века под руководством видного византийского воеводы Андроника.
Если проследовать вдоль стены на восток, то вы выйдете аккурат к воротам Анны Палеолог (1355-1356), о чём свидетельствует надпись на мраморной колонне. Эти ворота вели наружу крепости.
На северо-востоке форт заканчивается Башней Тригониу. Цилиндрической формы башня была построена в XV веке поверх существовавшей квадратной формы, возведённой византийцами.
Башня Тригониу, Топ Хане и Белая Башня возводятся в совершенно иной архитектурной конфигурации, поскольку с распространением огнестрельного оружия, адаптировался и внешний вид защитных сооружений.
Эптапиргио
Форт Эптапиргио возвышается на самом высоком участке Акрополя, северо-восточной оконечности крепостных стен. Крепость пережила множество строительных фаз: от раннехристианского, позже византийского периода и туркократии, когда в XIX веке её преобразовали в тюрьму для заключенных.
Если внимательно осмотреть визуально форт, то можно встретить вмонтированные в стены мраморные блоки из различных эпох с соответствующими гравировками.
Крепость состоит из 10 башен: 8 из них четырёхугольной формы, а 2 треугольные. Интерес представляют мраморные плиты над центральным входом с характерными надписями на турецком языке, датированные 1431 годом.
Противоречивые источники не дают четкой картины относительно Эптапиргио. Топоним (Генди-Куле) возник в османский период. Видимо, его название соответствует похожему форту в Константинополе (с семью башнями).
Вплоть до 80-х годов прошлого столетия Эптапиргио действовала как тюрьма.
Восточные стены
Величественно и грозно возвышающаяся на этом участке крепостная ограда частично была возведена на монолитном камне, а частично на фундаменте бывших римских укреплений. Крутой спуск от Акрополя продолжается вплоть до улицы Святого Димитрия, где уклон резко становится пологим.
В этом месте возвышались Новые Золотые ворота, а ещё ниже находились Кассандрийские (либо Каламарияс). После 1867 крепость от этих ворот и до Белой башни демонтируется вместе со стеной вдоль моря.
Белая башня была построена в начале XVI века для усиления обороноспособности форта на месте более ветхой башни/
Базилика Святого великомученика Димитрия
На одноимённой с наименованием храма улице, севернее римской агоры, поверх римских бань, где был заключён под стражу и казнён в 303 году офицер римской армии Димитрий, после 313 года было построено небольшое святилище, как место поклонения мученику.
В начале V века префект Иллирии Леонтий чудесным образом исцелился у мощей святого великомученика Димитрия. По его приказу в благодарность за исцеление была построена большая базилика, которая сгорела в пожаре 620 года.
Иждивением префекта Леонтия и епископа Салоники церковь была заново отстроена в форме пятинефной базилики и покрыта ломаной крышей из дерева.
Этот храм сгорел в пожаре 1917 года. Восстановление продлилось с 1918 по 1948 годы. Часть колонн и элементов конструкции сгоревшего строения удалось восстановить благодаря усилиям архитектора Аристотелиса Захоса. После разрушительного пожара уцелело 11 мозаичных сцен V-го, VII-го и IX-го веков.
Рака с мощами Святого Димитрия находится в северо-западной части церкви, в месте, где, как считается она находилась в раннехристианскую эпоху.
Базилика посвящена защитнику и покровителю города Салоники святому великомученику Димитрию.
Крипта
Под алтарём святилища помещена крипта, которая в поствизантийский период была центром поклонения паломников, где верующие набирали обильно источавшее миро из специальной ёмкости в полу. После превращения церкви в мечеть (1493) крипта была заброшена и засыпана землёй. Видимо, о её существовании позабыли.
Крипту обнаружили только после опустошительного пожара 1917 года.
С 1985 года 7 залов крипты открыты для посетителей. Для обозрения представлены найденные монеты и сосуды, в которые набирали миро, а также мраморные колонны и арки раннего христианства.
Придел Святого Эфтимия
К югу от алтаря в IX- X веке к храму Святого Димитрия достроили правый придел – трёхнефную базилику, посвящённую святому Ефтимию. Внутреннее убранство храма расписано в 1303 иждивением протостратора Михаила Глава Тарханиоти и его супруги Марии. Фрески, украшающие придел – шедевр, достойный восхищения, эпохи Палеологовского возрождения.
Ротонда
мозаика купола
ангел в куполе
Лучше всех построек из дворца императора Галерия сохранившаяся и расположенная в северной части на оси центральной улицы, соединявшей палаты и триумфальную арку.
Предназначение её до сих пор остаётся предметом обсуждения, но наиболее вероятное на сегодняшний день – в честь бога Юпитера, либо Кавироса. Возможно, что здание, где проходили религиозные обряды, построено во славу Константина Великого.
Диаметр купола Ротонды 24,5 м, высота от пола до верхней точки кровли 29,8 м. Стена цилиндрической формы толщиной 6,30 м. и разделена на 8 арочных ниш. В римскую эпоху южная арка служила центральным входом.
В раннем христианстве храм был освящён либо во славу Бестелесных сил, либо в честь Архангелов. Тогда же пристроили и дополнительное заграждение вокруг Ротонды – деамбулаторий и расширили восточную нишу для алтаря. Вход с запада изменили, добавив нартекс.
Раннехристианская мозаика, украшающая своды ниш и купола Ротонды -бесценное сокровище. Сильные землетрясения начала VII века разрушили часть купола, алтарный свод и, возможно, окружавшую галерею деамбулатория.
Апсида алтаря была восстановлена, а её каркас усилен двумя массивными подпорами полукруглой формы в IX веке. В это же время алтарь расписывается сценой Воскрешения.
Храм Святого Давида (монастырь Латому)
мозаика конхи
видение Иезекиля
Среди узких и изогнутых в форме меандра улочек, в одном из тупиков, приютилось крохотное святилище, бывший собор монастыря Латому, который был посвящён Христу Спасителю. Топоним Латому происходит от карьера, где по соседству добывали камень. Храм построен в V веке. До сегодняшнего дня сохранилась лишь восточная его часть, украшенная апсидой.
Церковь знакома многим по всемирно известной мозаике раннехристианского периода в конхе апсиды, где изображено видение пророка Иезикиля.
Базилика Панагии Ахиропиитос
В центре города, на улице святой Софии находится большой храм Богородицы. Построен он был в V веке на фундаменте римских бань по типу трёхнефной базилики с нартексом.
Небольшая постройка с южной стороны служила для нужд храма. Правый придел (с южной стороны от алтаря) был сооружён в византийские времена и посвящён святой Ирине. Внутреннее пространство храма разделяют два ряда колонн на три нефа. Изумляет идеальное состояние капителей и колонн. Арочные своды между колоннами и в нартексе декорированы мозаикой V века.
Храм святой Софии
апсида за алтарём
купол Святой Софии
Церковь посвящена Христу и премудрости Божией. Строительство велось в конце VII - начале VIII века на месте разрушенной раннехристианской базилики V века. Представляет собой яркий пример переходной архитектуры от базилики к крестово-купольной церкви с куполом, базирующимся на арках и перистилем.
Мозаичное украшение церкви принадлежит к трём различным периодам и свидетельствует о высоком уровне мастерства зодчих.
Первый этап украшения храма (780 - 788) тесно связан с периодом иконоборчества. Сцена Вознесения в куполе – работа мастеров эпохи ренессанса Македонской династии конца IX века, в то время как, в конхе изображена сидящая на троне Богородица с младенцем Христом – произведение зодчих XI - XII веков, выполненное поверх креста (иконоборческого периода).
Храм Панагии Халкеон
фрески притвора
фрески притвора
Южнее римской агоры, по соседству с мастерскими по обработке меди, находится храм Богородицы (Богоматери медников). Церковь возведена в 1028 году Христофором Лангобардинским, его супругой Марией, и детьми: Никифор, Анна, Катакали. Могила основателя располагается в левом приделе (северная стена).
Крестово-купольный храм с нартексом по элегантности и изящности кладки плиток в арках, нишах и апсиде сильно напоминает влияние Константинопольской школы мастеров.
Фрески храма, несмотря на плохую сохранность, представляют огромную ценность для исследователей, поскольку датируются временем постройки церкви.
Византийские бани
На одной из многочисленных узких улочек Верхнего города (улица Феотокопулу) сохранились уникальные бани для общественного пользования византийского периода. Если турецкий хамам на территории Греции – это не диковинка, то бани времён Византии – большая редкость.
Небольшое здание прямоугольной формы со сводами и немногочисленными помещениями было разделено на прихожую, бассейн и парилку. В османскую эпоху в банях установили раздельную перегородку и после этого стало возможным одновременное посещение как мужчинами, так и женщинами, а не по определённым дням недели. Как банями, строением продолжали пользоваться вплоть до 1940 годов.
Храм целителя Пантелеймона
Недалеко от триумфальной арки Галерия, на пересечении улиц Ясониду и Арриана находится церковь святого Пантелеймона. Храм, название которого отождествляется с собором некогда существовавшего монастыря Богородицы Перивлепту (отовсюду видный), известного ещё как монастырь Исаака, основателем которого был митрополит Яков (1295-1314).
Крестово-купольной архитектуры, с двумя куполами, нартекс и два придела и перистиль с трёх сторон, который был разрушен в 20-х годах прошлого столетия.
Мало что уцелело от фресок, но те немногие сцены, которые сохранились, позволяют наглядно проследить изменения, происходившие в иконописи конца XIII века.
Храм Святых Апостолов
В западной стороне нижнего города, у крепостной стены, в начале улицы Олимпа, находится храм Святых Апостолов – собор некогда существовавшего монастыря в честь Богородицы.
Основатели монастыря – вселенский патриарх Нифон (1310-1314) и его сподвижник игумен Павел. Крестово-купольный храм с пятью куполами, двумя нартексами и двумя боковыми приделами. Особый интерес представляет структура фасада церкви, декорированная керамической плиткой в различные мотивы. Внутри церкви сохранилось мозаичное украшение (без золотых пластин), характерное для периода Палеологовского возрождения.
Храм Николая Орфаноса
В Верхнем городе, у восточной крепостной стены, вдали от городской суеты и шума, между улицами Геродота и Апостола Павла находится храм Николая Орфано (Сироты) – собор Византийского монастыря. Просторный двор монастыря украшает ряд пирамидальных кипарисов.
В архитектурном плане это базилика с апсидой и двумя боковыми приделами. Фрески внутри церкви чудесно сохранились и их внимательный осмотр позволяет ценителям средневекового искусства насладиться, созерцая наиболее цельную и сохранившуюся роспись Палеологовского периода возрождения.
Храм Святой Екатерины
Недалеко от северо-западной оконечности крепости, немного выше улицы Олимпиады, на пересечении улиц Тсамаду и Идипода, находится церковь святой Екатерины – собор византийского монастыря.
Построенный в начале XIV века храм, в плане крестово-купольный, с двумя боковыми приделами и пятью куполами.
Элегантные пропорции, украшение фасада, подчёркнутые линии арок, колонны и своды, выложенные керамической плиткой – исключительный пример архитектуры эпохи Палеологов.
Внутренняя роспись храма, хотя и сохранилась лишь частично, но живость красок и динамичность образов позволяет сделать смелый вывод о том, что это истинный шедевр Палеологовского возрождения.
Храм Преображения Спасителя
На пересечении улиц Эгнатия и Палион Патрон Герману расположена церковь Спасителю. Храм построен в середине XIV века. Изначально это была либо семейная часовня-усыпальница, либо принадлежащее какому-то монастырю подворье и посвящалась Богоматери.
Купол храма базируется на четырёх конхах. Нартекс с западной стороны был пристроен в 1936 году.
Фрески купола разделены на три пояса и выполнены между 1350-1370 годами.
Монастырь Влатадон
В Верхнем городе, на улице Акрополя расположен Патриархальный ставропигиальный монастырь Влатадон, один из немногих, действующих с момента своего основания.
Построен в период 1351-1371 учеником Григория Паламы Дорофеем Влатадон, ставшего впоследствии митрополитом Салоник и его братом Марком.
От первоначального монастырского комплекса сохранился лишь собор крестово-купольного типа с перистилем и боковыми приделами.
Церковь расписали в период 1360-1380 и изначально освятили Христу Вседержителю. На одной из фресок запечатлён архиепископ Григорий Палама. В настоящее время церковь посвящена Преображению Спасителя.
Храм Пророка Ильи
На пересечении улиц Олимпаиады и Пророка Ильи, на довольно крутой возвышенности воздвигнут величественный храм Пророка Ильи.
Занимательна архитектура храма, идентичная афонским монастырям: крестово-купольная, с дополнительным пространством по четырём сторонам, просторным нартексом и перистилем. Церковь Пророка Ильи отождествляется с собором монастыря Акапниу.
Изначально Византия была небольшим городом — центром греческих колоний. Однако в период правления императора Константина влияние Византии многократно возрастает.
В 330 году нашей эры правитель выбирает его в качестве места своего постоянного пребывания. С тех пор город носит название Неа Рома, но чаще его называют Константинополем. Спустя 65 лет город стал постоянной столицей восточного государства.
На тот момент в Византии достигло высокого уровня строительное искусство, в которое органично вплелись мотивы античной архитектуры.
В городе возводятся прекрасные здания, призванные восхвалять величие государства и самого императора, а также постройки религиозно — культового характера — дворцы, , ипподром, храмы, церкви и различные инженерные сооружения.
Уже в VI столетии были заложены основы новой архитектурной традиции, и возникает собственный монументальный стиль. получивший яркое выражение в храмовых сооружениях.
Монастырь Святого Лазаря в Ларнаке — уникальный образец храма с высокой колокольней
Особенности византийской архитектуры
Главной отличительной чертой византийской архитектуры можно назвать монументальность и сложность конструкций. Кроме этого можно выделить следующие особенности архитектурного облика сооружений:
- Единство материалов — для возведения зданий всех типов используются , соединяемые с помощью раствора. Из них возводили стены и пилоны, делали сводчатые конструкции. Вторым видом строительного материала был природный камень. В процессе кладки стен мастера использовали камень натурального оттенка.
Если в композиции здания сочетались два этих материала, то получался интересный декоративный эффект, в котором слои каменной кладки чередовались с кирпичной.
- Развитие инженерной мысли — зодчие Византии были хорошими конструкторами, поэтому они изобрели способ равномерного распределения нагрузок от объемных куполов на квадратную в плане основу здания.
С помощью специальных треугольных арок в виде парусов, надстроенных на сторонах квадрата, вся нагрузка распределялась на устойчивые угловые пилоны.
- Изобретение барабана — так называлась промежуточная вставка в виде цилиндра, размещенная между куполом и стенами. Барабан позволял сделать купол цельным, потому что окна были расположены на его боковых стенах. Именно купол на барабане стал наиболее выразительным элементом архитектуры Византии. В дальнейшем эта система используется зодчими многих стран в разное время.
- Сводчатые перекрытия — византийские мастера строили центричные сооружения и экспериментировали с различными способами возведения сводов.
Образец здания в византийском стиле
Шедевры византийского стиля
Ярким и наиболее характерным примером развития сводчатой архитектуры в Византии является . По своим размерам и роскошной отделке это сооружение стало одной из жемчужин мировой архитектуры.
Композиция храма является центричной в плане, а квадратное пространство его центра накрыто куполом на парусах. Диаметр купола достигает 33 метров, и нагрузка от него распределяется на четыре мощных 23 — метровых пилона. При этом стабильность свода и погашение горизонтальных усилий достигается за счет двух полукуполов, которых с двух сторон по продольной оси храма опираются на те же пилоны.
Другим видом византийских построек является тип купольной базилики, примером которой может служить храм Святой Ирины в Константинополе.
В результате слияния обоих типов и возникает знаменитая пятикупольная система, возвышающаяся над постройкой в форме равностороннего креста, которая в дальнейшем широко используется во время строительства церквей и храмов.
Интерьер византийских зданий
Для внутренней отделки зданий в Византии используются следующие виды материалов:
- Стеклянная смальта — мозаикой из разноцветных кусочков смальты облицовывали своды.
- Мрамор — мозаикой из кусочков выкладывали удивительно красивые композиции на стенах.
- Мраморная плитка — использовалась в качестве напольного покрытия.
Благодаря применению материалов высокого качества оформление церквей и храмов было роскошным и богатым.
Влияние на зодчество других стран
Опыт и строительные принципы византийских зодчих охотно заимствуют в Европе и Азии, в греческом мире и в славянских областях.
Начало XIII столетия ознаменовалось возникновением новых культурных центров на Крите, в Македонии, в Сербии и Болгарии. В период с XIII по XV века в Византии возводятся также монастыри в Сербии и Греции.
Однако византийский стиль оказывает влияние не только на развитие православного христианского зодчества в славянских странах, но и на характер исламской архитектуры в Сербии и Турции.
В 998 году во времена правления князя Владимира произошло значительное историческое событие — Крещение Руси. В результате этого христианство стало государственной религией. Вместе с новой верой в Киевскую Русь приходит византийское искусство, которое проникает во все сферы церковной жизни.
София Киевская
В середине XI столетия город Киев становится одним из красивейших и богатейших европейских городов. В 1037 году был построен Софийский собор , который считался главным государственным храмом страны. Для Киевской Руси он имел такое же важное значение, как и храм Святой Софии для Константинополя.
Однако создатели несколько отошли от византийских канонов. Собор имеет значительные отличия в конструкции и особенностях планировки, а также характеризуется большим количеством куполов — их тринадцать, в отличие от традиционных для Византии пяти куполов.
В процессе строительства происходило постепенное расширение плана, который изначально имел форму греческого креста. Далее, в результате многочисленных перестроек и исправлений были сооружены 9 нефов в десятью апсидами и 13 куполами характерной формы.
Церковная архитектура Новгорода
Похожие архитектурные решения нашли воплощение и в Софийском соборе Новгорода, построенном в 1054 году. Однако его венчают всего пять куполов удивительной красоты.
Отличительными особенностями архитектуры новгородских церквей XII века являются следующие:
- Апсиды имеют овальные очертания.
- Уровень парусов несколько снижен.
- Арочный фриз используется в качестве декоративного элемента фасадов.
Спустя столетие церковная архитектура Новгорода несколько меняет свой характер, и в XIII веке среди характерных особенностей сооружений можно выделить следующие:
- Использование полуцилиндрических сводов.
- Для конструкции зданий характерно наличие единственного купола с четырьмя пилонами.
Таким образом, в появляются свои собственные черты, отличные от византийского зодчества.
Церковь Спаса на Нередице — яркий пример византийского архитектурного стиля Возникновение
Считая себя наследниками античного могущества римской державы, византийские императоры стремились восстановить ее территорию, вкладывали большие средства в строительство и укрепление Константинополя - второго Рима.
Наивысшего экономического и культурного расцвета Византия достигла в VI в. при императоре Юстиниане, наемная армия которого утвердила византийское господство на всем Средиземном море. Однако это были последние крупные военные успехи централизованной монархии. Развитие феодальных отношений, усиление местных правителей в дальних провинциях, восстания рабов и крестьян, стремление молодых феодальных государств овладеть центром мировой торговли приводят к сокращению территорий Византии и. наконец, к падению Константинополя.
Историческая характеристика
В архитектуре Византии хорошо прослеживаются этапы накопления и слияния опыта римской и восточной школ. Здесь, как и повсюду в периоды централизации власти, строятся крупнейшие официально - культовые сооружения. И, наоборот, междоусобная борьба феодалов и нашествия отражены в сокращении масштабов строящихся объектов, усилении разницы в художественном и конструктивном подходе к архитектуре в разных частях империи.
Византийская архитектура прошла в своем развитии три этапа:
- ранне - византийский (V - VIII вв.) - когда происходило взаимосвязанное становление купольных конструкций и композиционных принципов центричных зданий;
- средневизантийский (VIII - XIII вв.) с выработкой крестовокупольного типа культового здания;
- поздневизантийский (XIII - XV вв.), характерный отказом от монументальных храмов и переходом к строительству небольших сооружений изысканной архитектуры.
Строительные особенности
Константинополь всегда оставался центром архитектурной деятельности византийских императоров. Мощные крепостные стены, прикрывающие город с моря и суши, были возведены еще в V в. Мосты, дороги, маяки, укрепленные гавани, замки и башни на подступах к столице показывают, какое значение придавалось оборонительному строительству в Византии.
Лучевая планировка улиц, сходившихся к площади с императорскими дворцами, собором и ипподромом, подчеркивала абсолютизм императорской власти. Город не имел проточной воды, поэтому для его водоснабжения сооружались акведуки и подземные водохранилища - цистерны, служившие позднее складами и убежищами. Возведение сводчатых перекрытий над цистернами было хорошей школой мастерства для византийских строителей. О гражданской застройке раннего Константинополя известно мало, но, по описаниям современников, существовали дворцы, кварталы ремесленников и купцов, рыночные площади, строились крупные мастерские, гостиницы, цирки, театры, библиотеки. С укреплением позиций христианской церкви и возникновением монашеских общин главными объектами строительства становятся монастыри (с Х в.).
Удлиненная в плане раннехристианская базилика и округлый в плане мавзолей, получившие впоследствии распространение в строительстве Западной Европы, преобразуются в Константинополе в различные типы храмов центричной композиции. Особенность ранних византийских церквей - выделенное центральное пространство, перекрытое куполом. Символизируя небесную сферу, купол осенял императора, восседавшего во время богослужений среди своих приближенных.
Византийской архитектурой был решен целый ряд технических и конструктивных проблем.
Стены зданий в Константинополе возводились кирпичной кладкой на толстых слоях известкового раствора с добавлением толченого кирпича - цемянки. Кирпич имел вид тонкой, около 5 см, широкой пластины - плинфы. Таким образом, основной массив стены составлял раствор, из которого плинфы отсасывали воду и корректировали направление кладки. Такая кладка с широкими розовыми полосами раствора и слоями кирпича (иногда - рядами камня) получила название византийской. Позднее в самой Византии и странах, испытавших влияние ее архитектуры, этот технический прием даст начало декоративной обработке фасадов фигурной кирпичной кладкой, чередующимися светлыми и темными полосами облицовок.
Характерные черты
Камень включался в конструкцию стен преимущественно при строительстве в горных районах. Особенностью сирийской архитектурной школы была кладка без раствора из хорошо пригнанных каменных блоков. На эту технику опиралось развитие и армянской архитектуры - в раннее средневековье Киликийская Армения располагалась на побережье Средиземного моря рядом с Сирией.
Бетонная техника была забыта: природный цемент - пуццолана - добывался только в Италии, а дешевой рабской силой для производства бетонных работ Византия уже не располагала.
Базилика в Турманине (Сирия) V в. фасад, схема разреза
Деревянные стропильные фермы раннехристианских базилик перемежались каменными арочными перемычками, как в базилике Турманина. Эта базилика интересна еще и размещением главного входа между двумя башнями. Прием этот будет подхвачен и развит романской и готической архитектурой Европы.
С переходом и строительству зданий центричной композиции ведущее место в Византии занимает разработка купольных и сводчатых конструкций. Восточные строители возводили своды и купола без применения опалубки монолитной кладкой наклонными рядами. Для такой техники кирпичная плинфа была наиболее подходящим материалом. Низкие прочностные качества раствора вынуждали делать своды очень толстыми, что нередко приводило к их обрушению, особенно при больших пролетах.
Основными формами византийских перекрытий были полусфера и полуцилиндрический свод, удобные для возведения с применением вороба приспособления в виде рейки или веревки постоянной длины, закрепленными одним концом в геометрическом центре пролета; другим концом отмечалось положение каждого ряда кладки.
Использование вороба позволило перейти от крестовых римских сводов н парусному, имеющему вид обрубленного с четырех сторон купола, форму, близкую к полному куполу, дало увеличение числа опор, например до восьми.
Результатом поисков было сочетание парусного свода с венчающим его куполом. В этой схеме удачно решались вопросы перехода от квадратного плана помещения н круглому куполу с обеспечением равномерности нагрузки его основания на паруса и сокращением числа опор. Причем венчающий купол для сокращения размеров опасного участка почти горизонтального завершения (скуфьи) должен иметь более крутой профиль.
Чтобы уравновесить систему парус - купол, в пространственную схему здания вводили дополнительные объемы, завершенные сводами или полукуполами, погашающими распор центральной конструкции. Так сложились ведущие конструктивные системы Византии. На их основе были разработаны разнообразные типы христианских культовых сооружений: церкви, мавзолеи, баптистерии центричной композиции, купольные базилики, крестовокупольные храмы.
Типы сооружений
Первые центричные сооружения христианской церкви в Византии свидетельствуют только о начале поиска конструктивных средств выражения идеи единства церкви и государства в лице императора.
Собор св. Софии в Константинополе, задуманный как идеологический центр огромной империи, должен был своим великолепием затмить римский Пантеон. Но смелый конструктивный замысел и продуманная композиция храма (архитекторы Исидор из Милета и Анфимий из Тралл) воплощались в жизнь с большими трудностями из - за отсутствия опыта возведения таких грандиозных сооружений, несовершенства строительной техники и массивности конструкций.
Собор св. Софии в Константинополе. 537 г. Аксонометрический разрез.
Здание собора размером в плане 75x72 м и высотой до верха купола 57 м представляет собой купольную базилику со средним нефом шириной 31 м. Центральный купол опирается посредством парусов на мощные опоры каждая размером 5,3x7,5 м в плане.
В продольном направлении распор от купола погашается системой полукуполов, в поперечном - мощными контрфорсами и двухъярусными боковыми нефами.
Обширное пространство главного нефа отделялось от боковых арочными колоннадами, придающими масштабность интерьеру и привлекательность различным ракурсам живописных перспектив внутреннего пространства. Собор пронизан лучами света от расположенных вверху окон, а гигантский купол кажется парящим в воздухе без опоры - свет, проникающий сквозь частые окна барабана, как бы дематериализует его простенки.
Мечеть Фетие - Джами в Константинополе. XIII - XIV вв. Южный фасад.
В византийской архитектуре V - VIII вв. главным объектом художественной разработки становится интерьер. Пышной отделке интерьеров дорогими облицовками, мозаичными картинами или фресками противопоставлялся суровый наружный вид замкнутого пирамидального объема храма, стены которого украшали только арочные завершения проемов.
Крестовые походы, соперничество Венеции, набеги турок подрывают могущество Византийской империи и масштабы строительства здесь сокращаются. Резче выявляются особенности местных архитектурных школ в Малой Азии, Греции, самом Константинополе. Основной объем культового строительства приходится теперь на монастыри, где жилые и хозяйственные постройки, примыкающие к прочным стенам, окружали небольшие церкви.
В этот период, средневизантийский, наиболее широкое распространение получает крестовокупольный тип храма, в котором центром здания по - прежнему остается купол на парусах; его распор погашался примыкающими к парусам с четырех сторон сводами. Перекрытая таким образом конструктивная ячейка имела вид креста, вписанного в прямоугольный объем церкви, дополненный апсидами. Слиянием нескольких крестово - купольных церквей на затесненных монастырских дворах достигалась живописная асимметричная композиция объемов с разновысокими куполами. Уделяется больше внимания декоративной обработке фасадов аркатурными поясами, ложными проемами, пилястрами.
Формирование византийских систем перекрытий: а - римский крестовый свод: б - вспарушенныи свод на четырех опорах: в - вспарушенный свод на восьми опорах, г - купол на парусах; д - купол на парусах с погашением распора боковыми полукуполами; е - крестовокупольная система перекрытия |
К середине XIV в. Византия сохранила за собой только Балканский полуостров и последний этап развития ее архитектуры связан с южной Грецией. Здесь уже не строили монументальных храмов. Небольшие церкви и часовни живописно располагались на естественном рельефе горных склонов вместе с многочисленными пристройками. Возведение миниатюрных и изящных построек по хорошо отработанной крестовокупольной системе не представляло конструктивных проблем и все внимание зодчих сосредоточилось на решении композиционных и декоративных задач. Фасады украшались фигурной кладкой из кирпича или тесаного камня; тесные интерьеры, вытянутые вверх, расписывали фресками и отделывали мозаикой.
С утратой Константинополем всех своих обширных территорий многие христианские церкви оказались на землях, захваченных турками, - их превратили в мечети, они были перестроены соответственно требованиям ислама, росписи и мозаики на библейские сюжеты были уничтожены и заменены арабской вязью текстов из Корана. После падения Константинополя к собору св. Софии пристроили минареты.
С разделом христианской церкви на католическую (западную) и православную (восточную) в 1054 г. и углублением различий в церковных церемониях в Западной Европе наибольшее распространение получают базилика и купольная базилика, а на востоке, в том числе и в России, - крестовокупольный храм.
Византийская архитектура оказала сильное влияние на формирование романской, готической архитектуры Западной Европы, итальянского Возрождения; ее прямым продолжением было зодчество Сербии, Болгарии, Армении и Грузии, России. С подражания византийским храмам началась архитектура турецкой Османской империи. Но византийские заимствования подверглись, конечно, глубокой переработке в национальной архитектуре каждой страны. Существовало и обратное влияние - на византийских стройках работали армянские, сирийские, сербские, арабские архитекторы.
Территорию Византии населяло свыше двадцати народов, из которых почти каждый обладал своей оригинальной культурой, восходившей еще к глубокой древности. Наряду с греками в сложении византийской культуры принимали участие египтяне, сирийцы, народы Закавказья, особенно армяне, народы Крыма, а также многочисленные в империи славяне. Византийские Императоры, военачальники, ученые, писатели, художники, архитекторы и церковные деятели выходили из самых разнообразных этнических групп населения Византии.
Сложный характер византийской культуры, в которой скрещивались многообразные влияния, виден прежде всего на произведениях искусства и художественного ремесла. Так, храм Софии, построенный при Юстиниане по планам двух малоазийских архитекторов-Исидора из Милета и Анфемия из Траллиса, - представляет своеобразное сочетание плана западной базилики с восточным конструктивным типом - грандиозным купольным перекрытием. В кружевном орнаменте карнизов, в разноцветных мозаиках, которыми украшены верхние части храма, также видно слияние восточных и античных западных мотивов.
Если мы возьмем образцы византийских узорчатых шелковых тканей, то в мотивах узоров мы откроем иранские, индийские и другие восточные влияния (стилизованные слоны, львы, геральдические птицы), в то время как в техническом отношении здесь можно проследить прямое продолжение античных традиций. Византийские ювелирные изделия, отличающиеся нередко большим художественным вкусом, точно так же отражают влияние античного искусства, воспроизводя наряду с религиозно-христианскими сюжетами и сцены из античной мифологии.
Если мы обратимся к духовной культуре Византии, то и здесь увидим, с одной стороны, наличие разнообразных скрещивающихся влияний, с другой - непрерывную античную, традицию. В отличие от Запада здесь никогда не прекращали читать и изучать древнегреческих ученых, философов, историков и поэтов. Последний центр языческой философской мысли - Афинская высшая школа - существовала здесь до 529 г., когда она была закрыта Юстинианом, т. е. значительно дольше, чем западные центры образованности. Изучение же римского права в школах Александрии, Бейрута, Константинополя никогда и не прерывалось. В этих городах на базе юридического и философского образования возникают своего рода университеты, из которых наибольшей известностью пользовался Константинопольский университет. По штатам, установленным для него императорским указом 425 г., здесь числились 31 профессор, преподававшие риторику, грамматику, философию и юридические науки.
В VIII в. в связи с иконоборчеством и реформаторской деятельностью Исавров светская научная мысль и светская литература отступают на задний план перед богословскими сочинениями. К этому времени относится литературная деятельность двух столпов иконо-почитания Иоанна Дамаскина и Федора Студита. Первый из них в своем «Источнике знания» впервые систематизировал догматы христианства, второй оставил множество писем и трактатов богословского содержания. В IX в. возрождается интерес к светской и особенно античной литературе. Наиболее яркое свое выражение этот интерес получил в деятельности патриарха Фотия, автора «Мириобиблиона» - обширного сборника выписок и отзывов о прочитанных книгах. Это один из наиболее любопытных образцов византийской литературной критики, распространяющейся на несколько сот, главным образом, древних произведений. Вместе с тем произведение Фотия свидетельствует о компилятивном, нетворческом характере византийской научной мысли в IX в. Той же чертой отличаются и произведения X в. - обширные сельскохозяйственная и историческая энциклопедии, составленные по поручению императора Константина VII Багрянородного путем компилирования античного научного наследия; историко-филологический словарь Свиды и многие другие. Впрочем, самому Константину VII принадлежат трактаты «Об управлении государством» и «О церемониях византийского двора», дающие ценные данные о жизни той эпохи и ряд важных историко-географических сведений, в частности о русских землях.
В XI в. наиболее яркой фигурой византийского ученого мира является Михаил Пселл, юрист, философ, филолог, историк и поэт, соединявший с широкой энциклопедической образованностью таланты льстивого царедворца и интригана.
Если в области философской и научной мысли Византия не пошла далее усвоения и комментирования научного наследия античного мира, то в области летописания она дала много оригинальных произведений. Начиная от Зосима в V в., Прокопия Кесарийского и Фвофилакта Симокатты в VI в., через ряд последующих столетий тянется непрерывная полоса «историй» и «хроник», посвященных либо отдельным царствованиям, либо изложению исторических судеб всего человеческого рода «от потопа» и до времени жизни автора. Некоторые из этих хроник, например, Иоанна Малалы, Георгия Амартола и др., оказали сильное влияние и на русское летописание.
Своеобразным памятником византийской культуры - литературного творчества являются также бесчисленные жития святых, ценные для современного историка обилием рассыпанных в них бытовых деталей и исторических данных. Византийская житийная литература еще более широко проникла на Русь, чем историописание, сделавшись излюбленным чтением русских книжников и оказав большое влияние на древнюю русскую литературу.
Художественная литература в культурном наследии Византии занимает сравнительно скромное место. По своей тематике и форме она была вначале связана с античной литературой, но затем здесь возобладали церковные влияния. Наиболее замечательным образчиком византийского светского романа является «Сказание о Дигенисе Акрите», напоминающее по своему характеру произведения западноевропейского феодального эпоса («Песнь о Роланде», «Сид» и т. д.). «Сказание о Дигенисе» пользовалось большой популярностью на Руси, о чем свидетельствует ряд сохранившихся русских рукописей этого произведения. Из Византии на Русь приходили также многочисленные сборники поговорок, изречений, высказываний «отцов Церкви», известные под названиями «Цветов», «Пчел» и пр.
В противоположность феодальной культуре раннего западного средневековья, византийская культура никогда не была исключительно церковной. Наоборот, светские элементы в ней подчас даже преобладали. Точно так же византийская школа, а следовательно и образованность общества были менее зависимыми от церкви, чем на Западе. Вот почему проникновение на Русь византийских культурных влияний, хотя и шедшее под флагом христианства и церковного строительства, могло в свое время оказаться плодотворным и для развития русской светской культуры.