Основные структурные подразделения аэропорта. Организация работы аэропорта Государственное регулирование в области Г А
Структура аэропорта формируется в зависимости от его оснащенности, функций и объема планируемых работ. В зависимости от этого в структуре аэропорта могут быть созданы его структурные подразделения:
Производственно - диспетчерская служба;
Аэродромно- диспетчерский пункт;
Служба УВД;
Служба ГСМ;
Аэродромная служба;
СОП (СОПГП СОПП);
Служба радиотехнического обеспечения полетов и деятельности аэропорта;
Служба электро- и светотехнического обеспечения полетов и деятельности аэропорта (ЭСТОП);
Отдел эксплуатации наземных сооружений (вода, свет, тепло и.т.п.);
Другие службы и отделы для обеспечения деятельности аэропорта.
Каждая служба укомплектовывается сертифицированными специалистами для выполнения определенных задач и функции.
Инфраструктура аэропорта. Основные функции
Инфраструктура (от латинского. Infra - ниже, под и structura - строение, расположение) -- это материальная система, с помощью которой товары и услуги попадают к потребителю. Применительно к сервису авиационных перевозок под инфраструктурой понимается система аэропортов, аэровокзалов, оборудованных авиатрасс, агентства и конторы авиакомпаний, грузовые склады, грузовые вокзалы и перроны, а также соответствующая сеть посредников и функциональных контор. Следует различать собственную инфраструктуру авиакомпании и инфраструктуру системы воздушного транспорта. К инфраструктуре авиакомпании относятся только ее собственная сеть пунктов продажи, конторы, агентства и т. д. Только крупнейшие авиакомпании мира имеют свои собственные аэровокзалы и грузовые комплексы во многих аэропортах мира. Большинство же авиакомпаний арендуют части помещений и сооружений в аэропортах, и ни одна авиакомпания не имеет собственных воздушных трасс.
Любой аэропорт нельзя рассматривать автономно, вне общей авиатранспортной сети, т. к. каждый аэропорт должен иметь адекватного партнера на другом конце воздушной линии с соответствующим техническим оснащением и возможностями.
Аэропорт является местом пересечения различных видов деятельности и интересов различных партнеров. Именно здесь партнеры объединяют свои виды деятельности для осуществления воздушных перевозок.
Партнерами по аэропортовой деятельности являются те, кто оказывает услуги, а также пользователи услугами аэропорта, которым относятся, прежде всего авиакомпании.
Происходящие в мире процессы приватизации способствуют формированию в отраслях ГА различных авиационных предприятий с различными формами собственности, и аэропорты не являются исключением.
В настоящее время инфраструктура российских аэропортов самая различная:
- * акционерные общества;
- * унитарные государственные предприятия (УГП);
- * федеральное казначейское предприятие;
Сегодня функционирование аэропортов осуществляется в различных организационных формах и статусах (федерального, регионального и местного значения).
Функции аэропорта могут быть классифицированы различными способами и распределяться между структурными подразделениями, службами, (отделами) аэропорта в различном сочетании.
В крупных аэропортах функции более конкретизированы и распределены между соответствующими, порой многочисленными отделами и службами.
Часть функций аэропорта (особенно наземное обслуживание) выполняются авиакомпаниями, концессионерами (специализированными коммерческими предприятиями с переданными им правами осуществления своей деятельности в аэропорту) или отдельными государственными организа-циями.
Соответствующие службы (отделы) аэропорта обычно охватывают большинство или все из ниже перечисленных сфер деятельности аэропорта:
- · перрон и места стоянок ВС;
- · средства и службы пассажирского аэровокзала;
- · ангары и зоны технического обслуживания ВС;
- · средства и служба обеспечения УВД;
- · средства и служба аэронавигационного обеспечения полетов;
- · средства и служба светотехнического обеспечения полетов и деятельности аэропорта;
- · метеорологическое обеспечение полетов и деятельности аэропорта;
- · средства и службы обслуживания ВС;
- · средства и служба обеспечения полетов и деятельности аэропорта горюче-смазочными материалами (ГСМ);
- · средства и зоны обработки грузов и почты;
- · средства и служба обеспечения АБ
- · прочие средства, службы и зоны.
- · рабочие площади (ВПП, РД, светосигнальное оборудование);
В соответствии с нормативными документами существует несколько классификаций аэропортов:
В зависимости от типа выполняемых перевозок аэропорты делятся на международные и для внутренних перевозок.
К международным относятся аэропорты, через которые разрешено в установленном порядке осуществлять международные авиационные перевозки и в которых обеспечивается соответствующий таможенный, пограничный и санитарно-карантинный контроль.
К аэропортам для внутренних перевозок относятся аэропорты, не имеющие разрешения на выполнение международных авиационных полетов, перевозки через которые, как правило, осуществляются в пределах Российской Федерации и без прохождения процедур таможенного, пограничного и санитарно-карантинного контроля (проводимого в международных аэропортах).
В зависимости от установленного статуса аэропорты делятся на аэропорты федерального, регионального (республиканского) значения и аэропорты местных воздушных линий.
К аэропортам федерального значения относятся аэропорты, составляющие главные узловые элементы национальной авиатранспортной системы Российской Федерации, обеспечивающие стабильное функционирование наиболее значимых межрегиональных (магистральных) и международных авиасвязей Российской Федерации. В состав аэропортов федерального значения включаются, как правило, аэропорты, годовой объем пассажирских перевозок через которые составляет не менее 500 тыс.человек, имеющие взлетно-посадочную полосу с искусственным покрытием и комплекс радионавигационного и светосигнального оборудования, позволяющие осуществлять полеты воздушных судов 1 и 2 класса, или отнесенные к федеральным с учетом их социально-политического значения в системе государственного устройства Российской Федерации.
К аэропортам регионального значения (республиканского – в случае, если соответствующий аэропорт расположен в столице республики в составе Российской Федерации) относятся не являющиеся федеральными аэропорты, расположенные в административных центрах регионов и территориально-производственных комплексов, основной объем работ которых составляют межрегиональные магистральные авиаперевозки.
К аэропортам местных воздушных линий относятся аэропорты, в которых основной объем работ составляют внутрирегиональные авиатранспортные перевозки, а также полеты по применению авиации в народном хозяйстве.
Территория аэропорта включает:
Аэродром, предназначенный для обеспечения взлетов, посадок, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов;
Служебно-техническую территорию (СТТ), предназначенную для размещения соответствующих зданий и сооружений;
Территорию обособленных сооружений управления воздушным движением (УВД), радионавигации, посадки, очистных и водозаборных сооружений, складов горюче-смазочных материалов (ГСМ).
Укрупненно все здания и сооружения аэропорта подразделяются по назначению на производственные и вспомогательные. Согласно «Положению об аэропортах РФ»:
К зданиям и сооружениям основного производственного назначения относятся: аэродром; объекты УВД, радионавигации и посадки; здания и сооружения обслуживания пассажирских перевозок (аэровокзал, гостиница, цех бортового питания, привокзальная площадь); здания и сооружения обслуживания грузовых и почтовых перевозок (грузовой комплекс, отделение перевозки почты); здания и сооружения технического обслуживания воздушных судов; объекты авиатопливообеспечения.
К производственным зданиям и сооружениям вспомогательного назначения относятся: здание управления аэропорта; профилакторий; столовая; заготовительная предприятий общественного питания; основная и стартовые аварийно-спасательные станции; сооружения службы спецтранспорта; база аэродромной службы; ремонтно-эксплуатационные мастерские; склад материально-технического имущества; ремонтно-строительный участок; котельная; автоматическая телефонная станция; лечебно-профилактическое учреждение; комплекс химической чистки и стирки; централизованная аккумуляторная зарядная станция; мусоросжигательная станция.
Комплексы аэропортовых зданий и сооружений должны обеспечивать выполнение следующих основных технологических процессов:
Обслуживание пассажиров;
Обработку багажа, грузов и почты;
Техническое обслуживание воздушных судов и обеспечению их полетов;
Обеспечение функционирования отдельных зданий и сооружений аэропорта и соответствующих служб.
Глава 11. Службы аэропорта, наземное обеспечение полетов
11.1. Службы и другие подразделения, их функции.
Для выполнения функциональных задач в аэропорту организуются следующие основные подразделения, отделы, службы:
Производственно-диспетчерская;
Инспекция по безопасности полетов;
Организации и развития перевозок (по видам перевозок);
Движения и соответствующие подразделения, обеспечивающие эксплуатацию объектов радиотехнического оборудования и связи (или выделенные соответствующие подразделения в самостоятельные предприятия или учреждения);
Аэродромная;
Штурманская;
Горюче-смазочных материалов;
Электро и светотехнического обеспечения;
Спецтранспорта;
Авиационной безопасности.
Кроме этого должны функционировать и следующие дополнительные службы:
Информационно-аналитические, коммерческие, планово-экономические, юридические и другие административно-управленческие;
Теплотехнического и санитарно-технического обеспечения;
Эксплуатации наземных сооружений;
Капитального строительства;
Ремонтно-строительный участок;
Главного механика;
Охраны окружающей среды;
Метрологическая;
Материально-технического снабжения;
Обслуживания гостиницы, профилактория;
Медико-санитарная;
Пожарная;
Аварийно-спасательная;
ВОХР (в составе службы авиационной безопасности);
Жилищно-коммунальная;
Другие подразделения, обеспечивающие производственную и коммерческую деятельность аэропорта, включая неавиационные виды деятельности (питание, торговля) при условии создания соответствующей материально-технической базы и получения лицензий для выполнения указанных работ.
Таблица 11.1.
Обеспечение полетов ВС службами авиапредприятия
Наименование служб |
Основные функции |
Организация перевозок |
Комплектование и расчет центровки и загрузки ВС. Оформление, обслуживание пассажиров, багажа, почты, грузов. Загрузка и разгрузка ВС. Сопровождение пассажиров. Розыск багажа. Контроль за организацией перевозки опасных грузов. |
ПДСП (оперативного управления производством) |
Координация деятельности производственных подразделений и выполнение суточного графика полетов ВС. Предупреждение и устранение нарушений графика полетов. Анализ причин нарушений технологических графиков. |
Аэродромная | |
Авиационной безопасности |
Досмотр, всемерное предупреждение актов незаконного вмешательства в деятельность ВТ (досмотр пассажиров, ВС и т.д.). |
Метеорологическая |
Метеорологическая информация о фактической и ожидаемой погоде на аэродромах и маршрутах полетов ВС (облачность, видимость, ветер, осадки, гроза, опасные явления) |
Штурманская |
Разработка схем движения ВС, подготовка летного состава и персонала УВД, выбор наивыгоднейших маршрутов и эшелонов для ВС, определение минимумов аэродрома |
Аэронавигационной информации |
Обеспечение информации о воздушных трассах и запасных аэродромах, радионавигационных карт, сборниках аэронавигационной информации (АИП, НОТАМ). |
Инженерно-авиационная | |
Электросветотехническая | |
Продолжение таблицы 11.1. |
|
Радиотехническая |
Обеспечение УВД необходимыми радиотехническими средствами (РТС), содержание РТС в исправном состоянии, учет, анализ и предупреждение неисправностей. |
Аварийно-спасательная |
Дежурство поисковых и аварийно-спасательных сил и средств, оповещение об авиационных происшествиях, обеспечение ВС бортовыми спасательными средствами. Организация и проведение поисковых и аварийно-спасательных работ. |
Служба спецавтотранспорта |
Оперативное обеспечение всех служб спецавтотранспортом, оборудование машин проблесковыми огнями, обеспечение безопасности движения. подготовки авиарейса, оперативное коммерческое обеспечение авиарейса. |
В современных условиях самостоятельности авиатранспортных предприятий вышеперечисленные службы в некоторых аэропортах имеют иное название.
Аэропорт может создавать собственные службы для технического обслуживания воздушных судов (инженерно-авиационную службу и др.).
Конкретный перечень, названия и состав служб и подразделений устанавливаются аэропортом самостоятельно (кроме служб, обеспечивающих безопасность полетов и авиационную безопасность), в зависимости от объема и структуры перевозок в аэропорту, состава находящихся на балансе аэропорта зданий и сооружений, особенностей организации управления в аэропорту, распределения ответственности между службами аэропорта и арендаторами, концессионерами по реализации отдельных видов работ, услуг в аэропорту. Но независимо от названия подразделений, должно быть обеспечено выполнение следующих основных задач наземных служб и взаимодействие со службой движения, руководителем полетов.
Аэродромное подразделение обеспечивает :
своевременную и качественную подготовку летного поля к полетам;
организацию и проведение работ по текущему и капитальному ремонту летного поля, водоотводно-дренажных систем, внутриаэропортовых дорог и привокзальных площадей;
контроль работ на летном поле, проводимых другими службами;
выполнение требований по технике безопасности, пожарной безопасности и охране окружающей среды;
высокую производственную дисциплину и ответственность за эксплуатационное содержание и подготовку летного поля к полетам;
контрольную проверку радиосвязи с диспетчером СДП, при потере радиосвязи или ее неустойчивости необходимо прекратить выполнение работ и вывести аэродромную технику за пределы летной полосы;
немедленно выполнять команды руководителя полетов или диспетчера СДП (СДП МВЛ) об освобождении летной полосы и критических зон РМС от средств аэродромной механизации и людей.
Должностные лица службы несут ответственность за выполнение перечисленных требований и заполняют контрольный лист – обязательство.
Ответственность за подготовку аэродрома несет аэродромная служба, а за принятие решения о пригодности аэродрома к полетам по состоянию ВПП, за прекращение, возобновление или ограничение приема и выпуска ВС – служба движения и руководитель полетов.
Служба движения и руководитель полетов аэропорта
Все службы аэропорта выполняют работы на аэродроме только с разрешения руководителя полетов (РПА), после согласования их проведения с ответственным лицом аэродромной службы, под руководством ответственных лиц службы, выполняющей эти работы.
Руководитель полетов на основании доклада и записи в журнале должностного лица аэродромной службы о состоянии летного поля и личного осмотра летного поля делает заключение о его готовности к полетам и расписывается в журнале.
Записи в журнале состояния летного поля производятся при заступлении на смену, при изменении состояния поверхности летного поля, после окончания работ по подготовке летного поля к полетам.
Должностные лица службы ЭСТОП, базы ЭРТОС и других служб накануне для проведения работ сообщают аэродромной службе характер работ, место и время проведения в целях совмещения их выполнения по времени.
Выезд на ВПП, РД и прилегающие полосы безопасности автомашин и механизмов для содержания аэродромных покрытий, обслуживания посадочных средств и выполнения служебных обязанностей должностными лицами производится по указанию РПА и с разрешения диспетчера СДП (СДП МВЛ).
При выполнении работ на летном поле организацию безопасности движения аэродромных машин, а также контроля за их работой обеспечивает начальник аэродромной службы или ответственное лицо за проведение работ, который обязан по указанию диспетчера СДП (СДП МВЛ), в случае необходимости, принимать меры к немедленному удалению машин, механизмов и людей с летного поля.
Во всех случаях летная полоса и критические зоны РМС должны быть свободны от аэродромной техники не позднее, чем за 5 мин до расчетного (уточненного) времени посадки ВС.
При необходимости временного прекращения по техническим причинам приема и выпуска воздушных судов службой движения дается информация о времени начала и окончания работ в адреса, предусмотренные табелем сообщений о движении воздушных судов, но не позднее чем за 2 ч. до начала работ.
Служба спецтранспорта обязана:
обеспечивать выделение техники в исправном состоянии, оборудованной габаритными и проблесковыми огнями, радиостанциями и буксирными устройствами, в распоряжение начальника аэродромной службы (согласно табелю) и по его требованию не позднее чем через 20 мин. зимой, а летом – по предварительной заявке за сутки;
выделять ответственного от службы спецтранспорта и наряд водителей, имеющих допуск к работе на аэродроме, обеспечив прохождение водителями
инструктажа и медицинского осмотра перед выездом на линию;
знать требования к технике, выделяемой для работы на аэродроме и требования технологии взаимодействия служб, обеспечивающих полеты;
изыскивать дополнительные резервы водительского состава и механизмов для своевременного проведения снегоуборочных работ в случаях закрытия аэродрома.
Аэродромные машины, работающие на летном поле, должны быть оснащены радиостанциями внутриаэропортовой связи для взаимодействия с РПА, диспетчером СДП (СДП МВЛ, КДП МВЛ) и ответственным от аэродромной службы за проведение работ. Машина ответственного за проведение работ, помимо радиостанции внутриаэропортовой связи, должна быть оборудована радиоприемником авиационного диапазона для прослушивания радиообмена на частоте посадки.
Начальник службы спецтранспорта несет ответственность за своевременное выделение потребного количества технически исправных машин и механизмов, оборудованных габаритными и проблесковыми огнями, радиостанциями и буксирными устройствами, а также подготовку водителей автомашин.
" |
Воздушный кодекс РФ определяет аэропорт как: комплекс зданий и сооружений включающий в себя аэродром аэровокзал другие сооружения предназначенные для приема и отправки воздушных судов обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование авиационный персонал и других работников. Авиационное предприятие юридическое лицо независимо от его формы собственности имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров багажа грузов почты и или выполнение...
Поделитесь работой в социальных сетях
Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск
Введение
Целью данной работы является отражение структуры нормативных документов по организации аэропортовой деятельности, включая краткие общие положения о сфере применения основных документов. Очевидно, что структура нормативно-правового поля Российской Федерации имеет сложное, системное строение и состоит из нескольких уровней.
Система нормативных документов РФ
Рис. 1 .
Конституция РФ |
|
Федеральные конституционные законы |
|
Федеральные законы |
Кодексы (своды законов) Специальные законы |
Законы субъектов РФ |
I уровень
II уровень ПОДЗАКОННЫЕ Акты палат Федерального собрания
АКТЫ Указы и распоряжения Президента РФ
Постановления и распоряжения правительства РФ
Нормативно-правовые акты федеральных органов
исполнительной власти
издаются в виде:
III
уровень
АКТЫ местных постановлений
органов приказов
гос власти распоряжений
Указаний,
Которыми вводятся:
IV уровень АКТЫ муниципальных Правила
Положение
Руководство
Инструкция
V уровень Документы предприятий и др. норм. акты
Основным законом нашего государства, особым нормативным правовым актом, имеющим высшую юридическую силу, является Конституция РФ, которая вместе с Федеральными законами (Кодексами, Специальными, Общими законами) и Законами субъектов РФ составляет первый уровень нормативной базы РФ. Далее следуют подзаконные акты: акты палат Федерального собрания, Постановления и распоряжения Правительства РФ, указы и распоряжения президента РФ, Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Третий уровень включает в себя акты местных органов государственной власти, четвертый и пятый - акты муниципальных органов и документы предприятий соответственно. Наглядно структура нормативно-правового поля РФ отражена на рис. 1. Подробнее о конкретных документах, регламентирующих аэропортовую деятельность речь пойдет в основной части работы. Для начала нужно определить предмет аэропортовой деятельности, что именно она из себя представляет. Воздушный кодекс РФ определяет аэропорт как:
- комплекс зданий и сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенные для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников.
- Авиационное предприятие
- юридическое лицо, независимо от его формы собственности, имеющее основными целями своей деятельности осуществление за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и (или) выполнение авиационных работ.
В свою очередь, деятельность, связанная с обслуживанием на коммерческой основе воздушного судна, пассажиров, грузов и почты в аэропортах и будет являться аэропортовой деятельностью .
Аэропортовая деятельность включает в себя следующие виды обеспечений:
- Аэродромное
- Электросветотехническое
- Штурманское
- Радиотехническое и авиационная электросвязь
- Управление воздушным движением
- Инженерно-авиационное
- Авиационной безопасности
- Обслуживания пассажиров, багажа, посты, грузов
- Поисковое и аварийно-спасательное
- Метеорологическое
- Метрологическое (рекомендуемо)
У каждого вида обеспечений, которые включает в себя аэропортовая деятельность, есть свои нормативные документы, знакомство с которыми изложено ниже.
Государственное регулирование в области Г
А
В целом государственное регулирование деятельность гражданской авиации начинается с Министерства Транспорта Российской Федерации :
Федерального органа исполнительной власти в области транспорта, осуществляющего функции по выработке госполитики в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства, морского, внутреннего водного, железнодорожного, автомобильного, городского электрического и промышленного транспорта, дорожного хозяйства, обеспечения безопасности судоходных гидротехнических сооружений, обеспечения транспортной безопасности, регистрации прав на воздушные суда, и организации дорожного движения в части организационно-правовых мероприятий по управлению движением на автодорогах.
В его ведении в свою очередь находится Федеральное Агентство Воздушного Транспорта (Росавиация):
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере воздушного транспорта (гражданской авиации), использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации и авиационно-космического поиска и спасания, функции по оказанию государственных услуг в области транспортной безопасности в этой сфере, а также государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними.
Ещё одним органом, находящимся в ведении Минтранса РФ, является
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), являющийся центральным аппаратом и имеющий свои структурные подразделения.
Управление государственного надзора за деятельностью в гражданской авиации Федеральной службы по надзору в сфере транспорта осуществляет функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ (кроме авиационно-космического поиска и спасания). Сокращенное наименование сокращения
Госавианадзор
.
Под руководством Правительства РФ находится Федеральная аэронавигационная служба.
Росаэронавигация
- специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере использования воздушного пространства РФ, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства РФ и авиационно-космического поиска и спасания.
Все вышеперечисленные органы исполнительной власти осуществляют контроль и регулирование деятельности ГА РФ, поэтому нормативные документы по организации аэропортовой деятельности утверждены или подготовлены именно этими органами, в зависимости от вида деятельности.
Лицензирование и сертификация аэропортовой деятельности.
Правовые основы использования воздушного пространства Российской Федерации и деятельности в области авиации устанавливает Воздушный кодекс Российской Федерации (ВК РФ).
Государственное регулирование использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации направлено на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, также на обеспечение безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.
Обязательными к соблюдению Воздушного кодекса являются все виды деятельности с области авиации. Однако, каждый вид деятельности регламентируют свои федеральные законы и федеральные авиационное правила, ГОСТы и ОСТы.
Необходимым условием при организации аэропортовой деятельности является процедура лицензирования, с целью предупреждения, выявления и пресечения нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями определенных требований. Согласно ФЗ № 99 от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»:
Лицензирование это деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий (специальное разрешение на право осуществления конкретного вида деятельности), действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования;
В области авиации лицензированию подлежат следующие виды деятельности:
- разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники;
- деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
- деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
Таким образом, аэропортовая деятельность подлежит обязательному лицензированию, что и регламентирует ФЗ № 99, статья 9 ВК РФ.
Ещё одним важным этапом организации аэропортовой деятельности является сертификация. Сертификация аэропортов производится на добровольных основаниях, регламентируется Федеральными авиационными правилами «Сертификация аэропортов. Процедуры.», утвержденные и введенные в действие Приказом ФСВТ РФ от 24 апреля 2000 г. N 98 (ФАП № 98). Они устанавливают порядок обязательной сертификации и сертификационные требования к аэропортам как объектам, предназначенным для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и авиационных работ.
Сертификация аэропортов, юридических лиц, осуществляющих аэропортовую деятельность, деятельность, выполняемая в соответствии с законодательством Российской Федерации по подтверждению соответствия аэропортов и их объектов установленным требованиям и имеющая своей целью:
- создание условий для эффективной деятельности воздушного транспорта Российской Федерации;
- обеспечение безопасности полетов и предотвращения актов незаконного вмешательства в деятельность аэропорта, безопасности для жизни, здоровья и имущества населения;
- охрану окружающей среды;
- защиту интересов государства, общества и его граждан от недобросовестности авиационных предприятий и других юридических и физических лиц, деятельность которых связана с обеспечением воздушных перевозок и авиационных работ в аэропорту.
К объектам и оборудованию аэропортов, подлежащим обязательной сертификации, относятся:
- Аэродромы;
- Система светосигнального оборудования аэродромов;
- Светосигнальное оборудование аэродромов;
- Радиотехническое оборудование;
- Объекты радионавигации, радиолокации, авиационной электросвязи;
- Поисковое и аварийно-спасательное оборудование;
- Оборудование для обеспечения авиационной безопасности;
- Технические средства, применяемые в технологиях авиатопливообеспечения;
- Наземная авиационная техника;
- Материалы для эксплуатационно-технического содержания и восстановления искусственных покрытий аэродрома;
- Авиационные горюче-смазочные материалы и специальные жидкости.
Согласно именно этим авиационным правилам (пункт 1.5) аэропортовая деятельность включает в себя 13 видов обеспечений, описанных выше.
Классификация нормативных документов по организации аэропортовой деятельности
Все данные в этом разделе определения видов обеспечений написаны в соответствии с пунктом 1.5 ФАП № 98. А также документы, указанные в настоящем разделе, не противоречат ВК РФ и законодательству РФ.
Авиатопливообеспечение воздушных перевозок
комплекс мероприятий, направленный на обеспечение эксплуатации и обслуживания воздушных судов кондиционными авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями (прием, хранение, подготовка и выдача на заправку, заправка воздушных судов авиационными горюче-смазочными материалами и специальными жидкостями).
- Данный вид обеспечения регулируют следующие нормативные документы :
- ФАП-89 «Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок», утвержденные приказом ФСВТ России от 18.04.2000 № 89.
Правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим авиатопливообеспечение воздушных перевозок, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, а именно следующие работы:
- прием авиационных горюче-смазочных материалов и специальных жидкостей (далее
авиаГСМ) на склад аэропорта;
- хранение авиаГСМ;
- подготовку и выдачу авиаГСМ на заправку;
- заправку авиаГСМ в воздушные суда.
- ГОСТ Р 52906-2008 «Оборудование авиатопливообеспечения. Общие технические требования».
Стандарт распространяется на новые или модернизированные образцы наземной техники, предназначенные для авиатопливообеспечения воздушных перевозок. Он определяет основные принципы и тенденции повышения конкурентоспособности оборудования, обеспечения безопасного выполнения технологических процессов заправки воздушных судов авиатопливом и спецжидкостями, соблюдения правил пожарной безопасности и охраны окружающей среды с учетом особенностей использования в рядовых условиях эксплуатации в различных климатических зонах Российской Федерации.
Осуществление контроля качества авиационных ГСМ
комплекс мероприятий по контролю количественных и (или) качественных характеристик свойств авиационных горюче-смазочных материалов на этапах авиатопливообеспечения воздушных перевозок.
- Нормативные документы :
- ФАП-126 «Сертификационные требования к лабораториям ГСМ», утвержденные приказом ФСВТ России от 07.10.2002 № 126.
Правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим контроль и анализ качества авиаГСМ, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
- « Руководство по приему, хранению, подготовке на заправку и контролю качества авиационных горюче смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях ВТ РФ», утвержденное приказом ДВТ от 17.10.1992 № ДВ-126.
Руководство, разработанное ГосНИИ ГА, является нормативно-техническим документом по приему, хранению, контролю качества и подготовке авиаГСМ к заправке самолетов и вертолетов в службах ГСМ авиапредприятий департамента воздушного транспорта (ДВТ) РФ, имеющих в своем составе лабораторию ГСМ.
- НГСМ РФ-94 ).
Наставление по службе ГСМ определяет основные положения и общие правила организации работы службы ГСМ по обеспечению предприятий ГСМ, заправке ВС, эксплуатации сооружений и оборудования, контроля качества ГСМ и спецжидкостей, охране труда и пожарной безопасности, подготовке кадров, повышению их квалификации.
- «Руководство по технической эксплуатации складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации» от 27 июля 1991 г. N 9/И
Руководство состоит из 3-х частей:
Часть I. Склады горюче-смазочных материалов,
о
тдельные объекты и сооружения службы
г
орюче-смазочных материалов;
Часть II. Средства заправки;
Часть
III. Охрана труда и пожарная безопасность,
И содержит требования к эксплуатации основных зданий, сооружений и оборудования складов ГСМ, предназначенных для приема, хранения и выдачи на заправку горюче-смазочных материалов, требования к средствам заправки, охране труда и пожарной безопасности.
Аэродромное обеспечение
комплекс мероприятий по поддержанию летного поля аэродрома в постоянной эксплуатационной готовности для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
- Нормативные документы :
- ФАП-121 «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов», утвержденные приказом ФСВТ России от 06.05.2000 № 121.
Правила содержат сертификационные требования, которые предъявляются к организациям, желающим осуществлять или осуществляющим деятельность по аэродромному обеспечению полетов гражданских воздушных судов на внутренних и международных воздушных линиях Российской Федерации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности.
- ФАП - 19 . «Сертификация наземной авиационной техники». (утверждены приказом Минтранса России от 20 февраля 2003 года N 19).
- «Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации, утверждено ДВТ ВТ от 19.04.94 № ДВ -98, (РЭГА РФ-94 ).
Руководство предназначено для соответствующих служб, полномочных органов и должностных лиц, несущих ответственность и осуществляющих эксплуатацию гражданских аэродромов.
В этом документе даны основные положения, технологические особенности и рекомендации по эксплуатации элементов и сооружений летных полей аэродромов. В нем приведены ссылки на нормы и правила, регламентирующие требования к аэродромному обеспечению полетов воздушных судов.
- «Руководство по организации работы и обслуживания спецавтотранспорта аэропортов РФ» (РОРОС -95 ).
- Приказ Министерства транспорта РФ от 13.07.2006 № 82 «Об утверждении инструкции по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах РФ».
- Рекомендуемые нормы оснащенности аэропортов спецавтотранспортом для эксплуатационного содержания аэродромов, технического и коммерческого обслуживания воздушных судов.
- НГЭА СССР ).
Нормы годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (НГЭА СССР) содержат государственные требования безопасности полетов к гражданским аэродромам, включают в себя Стандарты, Рекомендации и Приложения.
- Методики оценки соответствия нормам годности к эксплуатации в СССР гражданских аэродромов (МОС НГЭА СССР )
Электросветотехническое обеспечение
комплекс мероприятий по светотехническому обеспечению взлета, захода на посадку, посадки и руления воздушных судов и централизованного обеспечения электроэнергией объектов аэропорта.
- Нормативные документы:
- ФАП-149 «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов», утвержденные приказом Минтранса России от 23.06.2003 № 149.
Правила устанавливают сертификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности.
- ФАП- 119 «Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередач, радиотехнического оборудования и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов», учрежден Федеральной аэронавигационной службы от 28.11.2007.
- «Руководство по электросветотехническому обеспечению полетов в гражданской авиации РФ» (РУЭСТОПГА-95 ).
Руководство определяет назначение служб или специализированных предприятий ЭСТОП, эксплуатирующих светотехническое оборудование и средства энергоснабжения аэропортов и перечень предъявляемых к ним требований по обеспечению безопасности полетов.
Штурманское обеспечение
комплекс мероприятий, осуществляемых на этапах организации, подготовки и выполнения полетов и направленных на создание условий безопасной, точной и экономичной аэронавигации.
- Нормативные документы:
- ФЗ № 22 "О навигационной деятельности" от 4 февраля 2009 г.
- ФАП-128
Правила устанавливают требования для подготовки воздушного судна и его экипажа к полету, обеспечения и выполнения полетов в гражданской авиации, а также аэронавигационного обслуживания полетов в РФ.
- Основными документами аэронавигационной информации для экипажей ВС, органов ОВД и должностных лиц, организующих и обеспечивающих полеты, являются:
сборник маршрутов обслуживания воздушного движения РФ;
сборники аэронавигационной информации РФ.
Радиотехническое обеспечение и авиационная электросвязь
комплекс организационных и технических мероприятий, выполняемых соответствующими службами авиапредприятий, государственных предприятий по использованию воздушного пространства (ИВП) и управлением воздушным движением (УВД), других юридических лиц и направленных на обеспечение безопасности полетов воздушных судов гражданской авиации, а также комплекс мероприятий по организации внутриаэропортовой (производственно-технологической) электросвязи, техническому обслуживанию средств оповещения и информации пассажиров, охранно-пожарной сигнализации и специальных технических средств (СТС), вычислительной техники.
- Нормативные документы:
- ФАП 270 «Радиотехническое обеспечение полетов и авиационная электросвязь. Сертификационные требования», утверждены Приказом директора ФАС России от 31 августа 1998 г.
- ФАП-115 «Радиотехническое обеспечение полетов воздушных судов и авиационная электросвязь" , учреждено Приказом ФАНС от 26.11.07.
- ФАП-128 "Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ", у тверждены приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. (ч. VIII. Обеспечение полетов, п. 8.9).
- Руководство по авиационной электросвязи (РС ГА-99 ), учреждено Приказом ФСВТ РФ от 15 июля 1999 г. №14.
- Для данного вида обеспечения существует множество нормативный документов в виде правил, наставлений, руководств, положений инструкций и т.д. Ознакомиться с ними можно из перечня основных документов, относящихся к деятельности службы ЭРТОС (Эксплуатации радиотехнического оборудования обеспечения полетов и авиационной электросвязи).
Обеспечение обслуживания (управления) воздушного движения
комплекс мероприятий по полетно-информационному, консультативному, диспетчерскому обслуживанию (управлению) воздушного движения, а также аварийному оповещению.
УВД не является структурой аэропорта, организацией и управлением занимается государственная корпорация единых систем организации воздушного движения (ЕС ОрВД).
- Нормативные документы:
- ФАП 293 « Организация воздушного движения в Российской Федерации» от 25 ноября 2011 г. с изменениями (утв. Приказом Минтранса РФ).
Правила обязательны для исполнения в РФ пользователями воздушного пространства РФ, органами ОВД, осуществляющими обслуживание воздушного движения в установленных для них зонах и районах, иными органами и организациями, участвующими в обеспечении полетов воздушных судов, за исключением пользователей воздушного пространства и органов управления полетами государственной авиации и экспериментальной авиации в воздушном пространстве, выделенном для этих видов авиации, где настоящие Правила применяются в обязательном порядке для обслуживания воздушного движения гражданских воздушных судов.
- ФАП-116 «Сертификация объектов Единой системы организации воздушного движения», утв. приказом Федеральной аэронавигационной службы от 26 ноября 2007 г.
У каждого центра ЕС ОрВД существуют также свои нормативные документы, которых авиадиспетчеры придерживаются при работе.
Инженерно-авиационное обеспечение
Комплекс мероприятий по своевременному и качественному техническому обслуживанию воздушных судов.
- Нормативные документы:
- ФАП 145 «Организация технического обслуживания и ремонта авиационной техники», утв. Приказом ФАС РФ от 19 февраля 1999 г. С ред. Минтранса РФ от 13.08.2007 г.
- ФАП-128 "Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ", у тверждены приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. (ч. VIII. Обеспечение полетов, п. 8.5).
- Положение «
Положение определяет порядок инженерно-авиационного обеспечения полетов ВС авиапредприятий, авиакомпаний, учреждений, организаций ВТ России, выполняющих полеты на международных воздушных линиях, в соответствии с Наставлением по производству полетов (НПП ГА) и Наставлением по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в России (НТЭРАТ ГА), а также является документом, на основании которого в соответствии с Руководством по процедурам сертификации эксплуатантов ВТ в РФ (Приказ Минтранса РФ от 10.12.93 N 106)
- ГОСТ РВ 52396-2005
Стандарт устанавливает цветографические схемы окраски наружных поверхностей средств технического обслуживания, применяемых в эксплуатирующих организациях Минобороны РФ и на предприятиях Росавиации.
Обеспечение авиационной безопасности
комплекс режимно-охранных мероприятий, направленных на обеспечение безопасности пассажиров и экипажей воздушных судов. Предупреждение актов незаконного вмешательства в деятельность ГА.
- Нормативные документы по организации авиационной безопасности можно разделить на 3 уровня:
- Международные правовые акты, документы ИКАО
- Государственный уровень
- Отраслевой уровень.
Так как целью данной работы является рассмотрение нормативных документов именно РФ, но начинать нужно со второго уровня, принимая во внимание, то что законы и постановления Правительства, принятые органами государственной власти РФ не должны противоречить принятым нашей страной международным договорам и конвенциям.
Авиационной безопасности уделено большое внимание со стороны Правительства, этот вид авиационной деятельности регламентирует множество законодательных актов начиная от статей УК РФ, Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» (от 30.12.01 № 195-ФЗ), ФЗ №150 «Об оружии» (от 13.12.96), ФЗ № 35 «О противодействии терроризму» (от 06.03.06), о наказаниях за терроризм, и актах незаконного вмешательства в целом, включая ФЗ №16 «О транспортной безопасности» (от 09.02.2007) с изменениями согласно N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам обеспечения транспортной безопасности» от 03.02.2014. (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014) до Указов президента «О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом» (от 13.10.2004 № 1167), "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в области авиации" (от 11.09.2009 № 1033) и постановлений Правительства «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» (от 1 февраля 2011 г. № 42), «Перечень должностей авиационного персонала РФ» (от 10.07.98 № 749-ДСП), «О Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.04.97 № 462, от 06.03.98 № 291, от14.05.03 № 282). (от 30.07.94 № 897).
А также такие отраслевые документы, как:
- ФАП 142 «Требования авиационной безопасности к аэропортам» (утв. приказом Минтранса РФ от 28 ноября 2005 г. N 142) с изм. и доп. от 31 января 2008 г.
- ФАП 104 «
Правила устанавливают порядок осуществления предполетного и послеполетного досмотров пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.
- Совместная Инструкция Минтранса России и МВД России от 24.04.96 № ДВ-59/И - 1/7450 «О взаимодействии службы авиационной безопасности аэропортов и отдела внутренних дел на воздушном транспорте».
- Инструкция о порядке перевозки воздушными судами ГА оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета. Утверждена совместным приказом ФСВТ России и МВД России от 30.11.99 № 120/971.
- Наставление по охране воздушных судов и объектов гражданской авиации. Введено в действие приказом ДВТ Минтранса России от 26.08.93 № ДВ-115 (НОВСО ГА-93).
- Распоряжение Минтранса России от 19.05.2006 № БК-50-Р «Об организации охраны аэропортов (кроме международных) и объектов их инфраструктуры ведомственной охраной Минтранса России»
- Приказ Минтранса России от 18 апреля 2008 г. № 62 «Об утверждении Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации» (с изменениями от 10 марта 2011 г.).
Аэропорт своими силами имеет право обеспечивать безопасность в стерильных зонах аэровокзала и при досмотре и охранении ВС. Сейчас безопасность обеспечивает ВОХР (военизированная охрана). Обеспечение авиационной безопасности является таким видом деятельности к которому всегда будет уделяться особенно большое внимание, ведь когда дело доходит до терроризма и имеют место быть акты незаконного вмешательства в авиационною деятельность, речь идет о сохранения не просто спокойствия граждан, но и о сохранении их жизней.
Поисковое и аварийно-спасательное обеспечение
комплекс мероприятий, направленных на организацию и выполнение немедленных и эффективных поисковых, аварийно-спасательных и противопожарных работ по спасению пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, оказанию помощи пострадавшим и эвакуацию их с места происшествия. СПАСОП в случае катастроф или происшествий выполняют только первоначальные действия по поиску и спасению, диспетчер СПАСОП незамедлительно уведомляет о случившемся МСЧ РФ.
- Нормативные документы:
- ФЗ №151 «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», от 22.08.1995г.
- ФЗ №60 «О пожарной безопасности», от 21 декабря 1994г.
- ФЗ № 68 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», от 21.12.94г.
- ФЗ № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», принят от 22.07.08г.
- Постановления Правительства Российской Федерации «О единой системе авиационно-космического поиска» от 23.08.07г. № 538
- ФАП 530 «Поиск и спасание в РФ» от 15 июля 2008 г. С изм. и доп. От 17 декабря 2009 г., 25 января 2011 г.
- Постановление Правительства «О лицензировании деятельности в области пожарной безопасности», от 25.10.06г. № 625.
- Постановление Правительства «О противопожарном режиме» от 25 апреля 2012 г. № 390.
- Руководство по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации (РПАСОП ГА-91), утв. приказом МГА от 28.03.91г. № 65;
- «Рекомендации по тушению пожаров на воздушных судах на аэродромах гражданской авиации», утв. МГА 11.12.1990г. № 21/и.
- Приказ №361 «О введение в действие Положения о ведомственной пожарной охране Службы ПАСОП ФАС России», от 11.12.98г.
- ФАП -128 . «Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ» у тверждены приказом Минтранса России от 31 июля 2009 г. (ч. VIII. Обеспечение полетов, п. 8.15).
Метеорологическое обеспечение
комплекс мероприятий по получению и своевременному доведению до должностных лиц авиационных предприятий и аэропорта метеорологической информации, необходимой для выполнения возложенных на них обязанностей.
Метеослужба не является службой аэропорта, она входит под контроль Росгидромета, а аэропортах работаю согласно договору.
- Нормативные документы:
- ФАП -60 «Предоставление метеорологической информации для обеспечения полетов воздушных судов», утв. Приказом Минтранса РФ от 3 марта 2014г.
- (НМО ГА-95).
В Наставление вошли основные нормативные положения, содержащиеся в приложении 3 к Конвенции о международной гражданской авиации, Техническом регламенте Всемирной метеорологической организации (ВМО) и указанных в 1995 г. поправках к ним.
- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ
от 16 февраля 2009 г. № 48 Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников гидрометеорологической службы ».
Обеспечение обслуживания пассажиров, багажа, грузов, почты
комплекс организационных и технологических мероприятий, позволяющих осуществить посадку (высадку) пассажиров, обработку, хранение багажа, почты и грузов, погрузку (разгрузку) багажа, почты и грузов на борт (с борта) воздушного судна с целью их перевозки в пункт назначения по заявленному маршруту при соблюдении условий авиационной безопасности и безопасности полетов.
- Нормативные документы:
- ФАП-150 «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов», утвержденные приказом Минтранса России от 23.06.2003 № 150.
Правила устанавливают сертификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты при выполнении внутренних и международных воздушных перевозок , независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности.
- ФАП-82 «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденные приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82. (ред.
Правила применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами, и рейсами по договору фрахтования воздушного судна.
- Приказ Минтранса России от17.06.2008г. №92 «Порядок допуска перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов».
- ОСТ 54-1-283.01-94 «Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. Услуги для пассажиров на борту воздушных судов внутренних воздушных линий Российской Федерации. Основные требования».
- ОСТ 54-1-283.02-94 Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом «Услуги, предоставляемые пассажирам в аэропортах».
- ОСТ 54-1-283.03-94 Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом «Услуги, предоставляемые пассажирам при продаже авиаперевозок».
- ОСТ 54-3-59-92 Система качества перевозок и обслуживания пассажиров воздушным транспортом. «Условия транспортировки грузов».
- ОСТ 54-4-283.01-93 «Условия транспортировки грузов (основные требования). Организация перевозок воздушным транспортом. Грузовые перевозки. Порядок выполнения».
Перевозка грузов имеет ряд нюансов, так по данным Международной ассоциации гражданской авиации ИКАО, более половины материалов, перевозимых всеми видами транспорта, относятся с категории «опасных».
Опасные грузы
- вещества или изделия, которые при перевозке по воздуху способны создать значительную угрозу для здоровья, безопасности людей,
имущества, которые классифицируются в соответствии с установленными правилами.
Все опасные грузы указаны в Перечне опасных грузов и технических инструкциях ИКАО (Doc
9284
AN
/905).
Перечень нормативно правовых документов, регламентирующих перевозку опасных грузов воздушным транспортом, подразделяется на три уровня:
1) Международный; 2) Государственный; 3) Отраслевой.
При выполнении перевозки опасных грузов, перевозчики придерживаются также международных документов, однако в данной работе будут рассмотрены только нормативные РФ.
- Государственные нормативные документы:
- ФЗ № 150 «Об оружии» от 13.12.1996 (ред. от 31.12.2014)
- ФЗ № 170 «Об использовании атомной энергии» от 21 ноября 1995г. (с изменениями и дополнениями)
- ФЗ № 3 «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. (с изм. и доп.)
- ФЗ № 52 «О санитарно-эпидемическом благополучие населения» от 30 марта 1999г. (с изм. и доп.);
- Нормы радиоактивной безопасности (НРБ-99/2009 ) СанПиН 2.6.1.2523-09;
- Санитарные правила по радиационной безопасности персонала и населения при транспортировании радиоактивных материалов (веществ). СанПиН 2.6.1.1281-03
- Основные санитарные правила обеспечения радиационной безопасности (ОСПОРБ-99/2010 ) СП 2.6.1.2612-10
- ГОСТ 19433-88 «Грузы опасные. Классификация и маркировка», утв. Постановлением Госстандарта СССР от 19 августа 1988г. №2957;
- ГОСТ 26319-84 «Грузы опасные. Упаковка» попр. От 04.10.2004г.
- Отраслевые нормативные документы:
- ФАП-141 «Правила перевозки опасных грузов на ВС ГА»
- Указания МГА 1991г. N 195/У «Основные процедуры, связанные с авиаперевозкой опасных грузов, выполняемой ВС СССР»
- Распоряжение Минтранса России от 02.10.02 N ПР-13р «О внесении дополнений в распоряжение Минтранса России от 20.09.02 г. N НА-348р».
Заключение
Аэропортовая деятельность связана с обслуживанием на коммерческой основе воздушного судна, пассажиров, грузов и почты в аэропортах, а потому является сложным системным процессом. Для её утверждения и организации государство принимает правовые акты, которые претерпевают из года в год определенные изменения как по содержанию, так и по форме, но их сущность и стратегия остаются неизменными. Вся система воздушного права, выступая в качестве регулятора отношений, возникающих при эксплуатации гражданских воздушных судов, используется как форма государственного руководства деятельностью гражданской авиации, и прежде всего в целях обеспечения безопасности и регулярности полетов. Основным документом, устанавливающим правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации, является Воздушный Кодекс РФ, написанный в соответствии с законодательством РФ. Все подзаконные акты, в том числе нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, которые издаются в виде приказов, распоряжений и постановлений, и вводят Правила, Положения, Инструкции, Руководства написаны в соответствии с ВК РФ и не должны ему противоречить. При рассмотрении организации аэропортовой деятельности особое внимание нужно уделить и таким подзаконным актам как Федеральные авиационные правила, регламентирующие все виды обсечений, которые она в себя включает. Что касается государственных и отраслевых стандартов, то они существуют для отдельных видов обеспечений. Основная информация по видам обеспечений, которые включает в себя аэропортовая деятельность содержится в ФАП № 98 «Сертификация аэропортов. Процедуры».
После детального рассмотрения нормативно-правовой базы, можно утверждать, что на современном этапе воздушное право призвано обеспечить четкое функционирование всех звеньев аэропортовой деятельности в интересах коммерческой составляющей при безусловном соблюдении безопасности на воздушном транспорте. Такой результат достигается путем воздействия правовым полем на определенные, наиболее значимые области общественных отношений в области аэропортовой деятельности.
Список информационных источников
- Воздушный кодекс РФ;
- ФЗ № 99 от 04 мая 2011 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
- ФАП № 98 «Сертификация аэропортов. Процедуры.», от 24 апреля 2000 г.;
- ФАП-89 «Сертификационные требования к организациям авиатопливообеспечения воздушных перевозок», от 18.04.2000г.
- ФАП-126 «Сертификационные требования к лабораториям ГСМ», от 07.10.2002г.;
- ФАП-121 «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по аэродромному обеспечению полетов», от 06.05.2000г.;
- ФАП-149 «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по электросветотехническому обеспечению полетов», от 23.06.2003;
- ФАП-128 "Подготовка и выполнение полетов в ГА РФ", от 31 июля 2009 г. (ч. VIII. Обеспечение полетов, п. 8.3).
- ФАП 293 « Организация воздушного движения в Российской Федерации» от 25 ноября 2011 г. с изменениями;
- ФАП 104 « Правила проведения предполетного и послеполетного досмотров» от 25 июля 2007 г. (Минтранс РФ).
- ФАП-150 «Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, почты и грузов», от 23.06.2003.
- ФАП-82 «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», (ред.);
- Руководство по электросветотехническому обеспечению полетов в гражданской авиации РФ» (РУЭСТОПГА-95 ).
- Руководство по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации, от 19.04.94 № ДВ -98, (РЭГА РФ-94 )
- «Руководство по приему, хранению, подготовке на заправку и контролю качества авиационных горюче смазочных материалов и специальных жидкостей в предприятиях ВТ РФ», от 17.10.1992 № ДВ-126.
- « Руководство по технической эксплуатации складов и объектов горюче-смазочных материалов предприятий гражданской авиации» от 27 июля 1991 г. N 9/И
- Положение « Об инженерно-авиационном обеспечении полетов воздушных судов Российской Федерации на международных воздушных линиях и за рубежом» (в ред. Приказов ФАС РФ от 08.04.1998 N 102, от 22.12.2000 N 160).
- Наставление по метеорологическому обеспечению гражданской авиации (НМО ГА-95).
- Наставление по службе горюче - смазочных материалов на ВТ (НГСМ РФ-94 ).
- Нормы годности к эксплуатации в СССР Гражданских аэродромов (НГЭА СССР ).
- ГОСТ Р 52906-2008 «Оборудование авиатопливообеспечения. Общие технические требования
- ГОСТ РВ 52396-2005 «Средства технического обслуживания и обеспечения полетов летательных аппаратов. Цветографические схемы».
- http://pmtu.aviainform.ru/drupal/node/91 Тюменское МТУ ВТ ФАВТ;
- http://komimtuvt.ru/normativnye_dokumenty Коми МТУ ВТ ФАВТ
Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм> |
|||
1083. | Состав и содержание нормативных документов, определяющих сроки хранения документов | 35.3 KB | |
Порядок хранения документов в организации. Сроки хранения документов в организации. Состав и содержание нормативных документов определяющих сроки хранения документов. В процессе деятельности всех предприятий создается большое количество документов различных по ценности и значимости. | |||
6960. | Хранение документов организации | 16.81 KB | |
Номенклатура дел - представляет собой список заголовков (наименований) дел, заводимых на предприятии, с указанием сроков их хранения. Номенклатуры дел - систематизированный перечень наименования дел, заводимых в организации, с указанием сроков их хранения, оформленным в установленном порядке. | |||
4453. | Виды документов в управлении. Модели образцы некоторых управленческих документов | 12.75 KB | |
Совокупность всех конкретных управленческих документов, образующихся в управленческой деятельности, может быть разбита на подмножества, в состав каждого из которых входят документы, у которых одинаковы или близки модели образцы. Каждое из таких подмножеств образует некоторый вид документа, имеющий свое название. | |||
4458. | Понятие вида управленческого документа. Виды управленческих документов, используемых в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления | 42.66 KB | |
Совокупность всех конкретных управленческих документов, образующихся в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, может быть разбита на подмножества, в состав каждого из которых входят документы, у которых одинаковы или близки модели образцы. Каждое из таких подмножеств образует некоторый вид документа, имеющий свое название. | |||
8331. | Интегрированные пакеты программ. Пакет офисных программ Microsoft Office 2003, 2007 и 2010. Средства автоматизации разработки документов в MSWord. Инструменты для создания комплексных документов. Вопросы компьютерной безопасности: вирусы и меры борьбы с н | 26.36 KB | |
В состав комплектов Microsoft Office 2003 2010 входят приложения общего назначения: текстовый процессор MS Word; табличный процессор электронные таблицы MS Excel; система управления базами данных MS ccess; средство для подготовки презентаций MS PowerPoint; средство организации групповой работы MS Outlook. По сравнению с предыдущими версиями в нём как и в других приложениях общего назначения пакета MS Office добавлены следующие новые возможности: новый более привлекательный интерфейс; использование в окнах приложений... | |||
15698. | Повышение эффективности коммерческой деятельности организации на основе совершенствования маркетинговой деятельности | 98.18 KB | |
Для повышения эффективности всех маркетинговых функции в рамках совершенствования коммерческой деятельности на предприятии используются маркетинговые исследования. Маркетинговый процесс начинается с изучения потребностей и желаний потребителя. На стадии разработки продукции, исследования необходимы для тестирования товара. Исследования служат основой для принятия решений по таким вопросам как ценообразование, организация и стимулирование сбыта. | |||
15273. | Структура и виды речевой деятельности | 40.61 KB | |
Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. речевую деятельность, речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Общая характеристика речи обычно даётся через противопоставление её языку. Речь есть последовательность слов, она линейна, язык имеет уровневую организацию; речь стремится к слиянию слов в речевом потоке, язык сохраняет их отдельность; речь преднамеренна и устремлена к определённой цели | |||
334. | Структура и формы деятельности местных органов | 22.47 KB | |
Некоторые крупные города могут совмещать в себе как региональный так и низовой уровень управления. Под муниципалитетом обычно понимают общину управление которой построено на началах местного самоуправления и которая обладает статусом юридического лица. Для государств с континентальной моделью местного управления типична единообразная система управления на низовом уровне. У городских и сельских коммун одинаковая система управления и одинаковые права. | |||
758. | Систематизация нормативных правовых актов | 31.31 KB | |
Особое место эта проблема занимает в Республике Беларусь. После объявления Республикой Беларусь своего суверенитета качественно и количественно изменилась вся система источников права в связи с чем появилась проблема определения этих источников. Если взять в сравнение социалистическую правовую системой то можно заметить что в настоящее время в Республике Беларусь значительно увеличилась доля законов в системе нормативных актов. | |||
9348. | Правотворчество. Систематизация нормативных правовых актов | 33.39 KB | |
Особую значимость в настоящее время приобретают вопросы совершенствования правотворческой практики в современной России, поскольку именно с ее помощью формируется нормативная правовая база радикального экономического, политического и иного преобразования российского общества, вводятся в правовую систему качественно новые средства, формы и методы юридического воздействия на происходящие в стране процессы. |
1. Документы, регламентирующие деятельность предприятий ВТ.
1. Воздушный кодекс РФ;
2. правила перевозок пассажиров, багажа и грузов;
3. правила международных перевозок пассажиров, багажа и грузов;
4. правила перевозки опасных грузов;
5. различные руководства и инструкции:
Руководство по грузоперевозкам;
Руководство по загрузке и центровке ВС;
Различные инструкции и указания (о порядке сдачи коммерческой загрузки на борт ВС);
6. Другие документы, касающиеся деятельности работы Авиапредприятия.
- Основные задачи, функции деятельности авиапредприятия.
Организация перевозок- область деятельности авиапредприятия, связанная с организацией, техническим, технологическим обеспечением, выполнением заключенных договоров на перевозки.
Воздушные перевозки делятся:
Перевозки пассажиров и багажа;
Перевозка почты;
Перевозка грузов;
Различные авиационные работы (с\х работы, лесопатруль, обслуживание организаций и предприятий, обслуживание научных экспедиций).
- Основная деятельность аэропорта.
Задачи, осуществляемые регулярные внутри и международные перевозки, а также чартерные перевозки и выполнение всех видов авиационных работ.
Аэропорт, в котором базируется ВС является базовым для авиаперевозчиков, узловым для воздушных перевозок, начальным пунктом отправления для первоначальных пассажиров, конечным пунктом для прибывающих и трансфертных, для пассажиров, следующих через аэропорт, следующих в дальнейшем направлении.
В функции, предоставляемые авиаперевозчиками, входит координация работы обслуживания персонала аэропорта и авиаперевозчиков, контроль за выполнениями рекомендаций по качеству и уровню обслуживания пассажиров, обеспечение авиационной безопасности, международного сервиса при обслуживании, устранение возникающих конфликтных ситуаций и рассмотрение претензий пассажиров.
При этом объеме работ представительство авиаперевозок по обслуживанию рейсов зависит от условий работы в аэропорту, а также от договора авиаперевозчика с аэропортом. При этом организация работ в аэропорту предусматривает обслуживание пассажиров по двум направлениям:
Предполетное наземное обслуживание пассажиров и обработка их багажа и оформление;
Наземное обслуживание пассажиров и обработка их багажа.
Также осуществление подготовительных и технологических операций на стыке этих направлений, а также операции по обработке груза и почты.
- Функции и задачи подразделения организации грузовых перевозок.
- Прием и оформление грузов и грузоотправителей;
- Выдача груза со склада временного хранения на загрузку ВС;
- Передача груза из ВС на склад временного хранения по прибытию;
- Извещение владельца груза о его прибытии;
- Выдача груза грузополучателю;
- Розыск груза и рассмотрение заявлений и приема груза клиентом в случае внештатной ситуации;
- Расчет тарифов за авиаперевозки грузов;
- Мероприятия по привлечению грузов к авиаперевозке;
- Выполнение таможенных формальностей при выполнении грузоперевозок.
- Должностные обязанности работников службы организации перевозок грузов.
Структура управления службы организации перевозок груза.
Должностные обязанности персонала.
Начальник службы – подбор и расстановка кадров, контроль за трудовой и технологической дисциплиной, разрешение на прием груза, совершенствование технологий работ и корректировка планов по перевозке, проведение учебы с личным составом, контроль и проведение мероприятий по охране труда и технике безопасности.
Начальник смены – контроль выполнения суточного плана, ответственность за БП (по грузу), отвечает за своевременность приема и выдачи грузов.
Диспетчер по загрузке – контроль за правильностью размещения груза в грузовых отсеках, исходя из ЦГ.
Диспетчер (оператор) – отвечает за комплексность работ, контролирует выполнение суточного плана, а так же правильность оформления грузовой документации.
Грузчики – материально ответственные лица.
Приемосдатчик – материально ответственный, осуществляет прием/выдачу груза, а так же передачу по смене материальных ценностей.
Кассир – оформление грузовых накладных и расчетных документов для клиентуры, а так же проведение операций по взиманию платы за мелкие партионные перевозки.
Претензионист – рассмотрение претензий, проведение служебных расследований с пом-ю группы розыска, подготовка протокола для заседания претензионной комиссии.
Группа маркетинга – ответственная за мероприятия по привлечению грузовой клиентуры, анализ рынка авиаперевозок, подготовка предложений по применению льготных тарифов на незагруженных направлениях, разработка сис-мы сезонных скидок.
Начальник эксплуатационного склада – контроль за ведением складского хозяйства, правильностью вопросов приемосдачи груза, руководит розыском грузов, устранением неисправностей, возникших при перевозке, контроль за ведением ремонтных и уборочных работ.
- Общие правила принятия груза к перевозке. Маркировка грузов.
При сдаче грузоперевозки он должен быть соответственным образом упакован. При объявлении ценности груза упаковка груза пломбируется. Пломба должна быть стандартная с четким оттиском цифровых и буквенных обозначений. Груз, не соответствующий общим требованиям к перевозке не принимается.
Маркировка груза.
Маркировка необходима для определения грузоотправителя и грузополучателя, пунктов отправления и назначения, определяет условия безопасного хранения и транспортировки грузов.
Бывает 2-х видов:
1. транспортная – полное наименование организации, грузовладельца, адресов, количества мест в партии, манипуляционные знаки, которые определяют порядок обращения с грузом при его погрузки/выгрузке, размещение на складе, в ВС, различные информационные записи (информацию, которую невозможно выразить манипуляционными знаками);
2. аэропорта отправления – включает номер грузовой накладной, кодирование наименования а/п отправления и количество мест в данной партии груза.
- Назначение и оборудование зон обслуживания пассажиров и обработка багажа.
Обслуживание пассажиров и обработка багажа, как правило, осущ-ся в различных функционально-технологических зонах а/в, который может иметь 1 или 2 терминала и одно- или двухуровневые операционные зоны.
Обслуживание вылетающих пассажиров на м/ународных АЛ осущ-ся в зале вылета международных рейсов или в международном секторе а/в в сл. зонах:
1) таможенного контроля
2) регистрации и оформления багажа
3) комплектования багажа
4) пограничного контроля
5) спец. контроля
6) транзитных пассажиров или ожидания вылета.
Обслуживание пассажиров, вылетающих по внутренним авиалиниям, осуществляется в зале вылета внутренних рейсов и отсутствует З 1 и З 4.
Технология обслуживания прилетающих пассажиров внутренними авиалиниями осуществляется в зале прибытия в зале прибытия в зоне выдачи пассажирам багажа.