История судака. Судак: отдых в Крыму История г судак
Судакская долина, а также ее окрестности заселялись еще до рождения города Судака. На территории, которая расположена от Нового Света до Меганома до сих пор находят древние стоянки и орудия труда, которые относились к периоду неандертальцев (это эпоха среднего палеолита - примерно восемьдесят – тридцать тысяч лет назад), а также стоянки, относящиеся к эпохе неолита (около десяти – четырех тысяч лет назад), стоянки и селения бронзовой эпохи (второе тысячелетие до нашей эры). В первом тысячелетии до нашей эры вблизи Судака, так же как и на территории всего горного Крыма, жили племена варваров-тавров, которые описаны как очень жестокие и агрессивные племена. Укрепленное селение тавров было расположено на горе с названием Караул-Оба. Помимо этого, известно что в этом районе в античные времена была расположена «гавань тавро-скифов», а также греческое селение Афинеон, которое сейчас связывают с Кутлакской крепостью, которая находится в долине села Веселое на побережье бухты. Сам же город (древнее название Сугдея) основали в двести двенадцатом году нашей эры. (Сугдея - это самое первое название Судака).
Происхождение названия города Судак
Его основали ираноязычные племена — алан. Они дали городу название, которое по распространенному среди ученых мнению произошло от иранского корня «сугда», обозначающее «святой», или «непорочный». Такое название в течение многих сотен лет звучало на языках разных народов по-своему. Греки называли этот город — Сугдея, итальянцы называли его — Солдайя, славянские племена - Сурож, народы востока - Судагиос, Суагдаг, в конце концов, образовалось название Судак частный сектор. Современное название стало по тюркскому восприятию имени Сугдея и его можно переводить как «су» - вода, а также «даг» - горы, то есть «вода у гор», или же «горы у воды». Еще одно имя Сугдеи, имеющее восточное происхождение - это Сугдабон. Именно под таким именем город первый раз упоминается в сохранившихся письменных источниках, которые относятся к восьмому веку. Генуэзская крепость - это настоящая визитная карточка города Судака и основное свидетельство его некогда мощного влияния. В шестом восьмом веках город включался в состав великой Византийской империи, которая имела столицу в городе Константинополь (сейчас это Стамбул). Именно в тот период (а может быть и раньше) главной частью местного населения Судака являются греки, которые жили тут практически до шестнадцатого века. В восьмом веке, во время иконоборческих гонений в великой Византии, население южнобережья Крыма и города Судак разрасталось за счет таких переселенцев, которые нашли в далекой Таврике (так ранее называли Крым в Средневековье) убежище от преследований религиозных деятелей. Во второй половине восьмого века на Крым обрушивается волна новых завоеваний – это кочевники-хазары, которые подчинили огромные площади от Арала до Днепра. Именно на этот период приходится первый расцвет города Сугдеи.
Город становится крупнейшим крупным административным центром великого Хазарского каганата, является резиденцией тудуна (военачальник, имеющий высший ранг, который занимался командованием тумена - соединял десять тысяч всадников, то есть по современным меркам он был чем-то типа главнокомандующего военным административным округом). При этом было сохранено экономическое, политическое и культурное Византийской империи, об этом говорит, к примеру, то, что Сугдея становится центром, который был подчинен Константинополю епархии, возглавляемую сначала епископом, а с десятого века - архиепископом (это опять же говорит о огромных размерах и значительном влиянии города). Генуэзская крепость в городе Судак в своем нынешнем состоянии становится памятником архитектуры и истории четырнадцатого – пятнадцатого веков, но ее настоящая история, а соответственно и история самого города длится уже более восемнадцати веков.
С погибелью Хазарского каганата в десятом веке, византийцы снова устанавливают власть в городе Сугдее. Но через сто лет городом овладевают новые хозяева - племена половцев, известные в летописях под названием кыпчаков. Именно тогда начинается наибольший расцвет города, который продлился до тринадцатого века. Сугдея, согласно мнению одного из арабских историков стала «наибольшим из городов кыпчаков». Кроме этого, в этот период город стал самым крупным торговым городом во всей Восточной Европе. Второй арабский автор написал о городе такие слова: «Этот город кыпчаков, из которого они привозят свои товары, и к которому пристают корабли с разными одеждами, продаются, на них же покупаются невольники и девушки, меха, бобры и остальные предметы, которые находятся на их земле». Торговому расцвету города способствовало его месторасположение в середине Великого Шелкового пути -пути, который соединял воедино всю Евразию. В этот же период устанавливают тесные торговые связи Сугдеи с Русью.
Основные моменты
С запада городская застройка ограничена горой Крепостной, на вершине которой возвышается знаменитая крепость. Башни и стены древнего форта – одни из самых старых построек, сохранившихся в Судаке. С севера город закрывает гора Таракташ или «Каменный гребень», а его восточная часть упирается в заповедный мыс Алчак. Многие приходят на этот мыс ради замечательных приморских ландшафтов и интересного природного памятника – сквозного грота Эолова Арфа.
В центре Судака можно увидеть Покровскую церковь, построенную в первой половине XIX века. Еще одна популярная туристическая достопримечательность – знаменитый Судакский аквапарк, который находится в южной, курортной части города.
Путешественники приезжают в Судак ради прекрасного мягкого климата, отличного пляжного отдыха и теплого моря. Вдоль береговой линии протянулось несколько хороших пляжей, покрытых кварцевым песком. Купальный сезон длится 138-140 дней, а количество солнечных часов составляет 2550 в год – это больше, чем в Ялте (2220).
Город обладает отлично развитой туристической инфраструктурой. Здесь построено много отелей, пансионатов и гостевых домов, так что с размещением не возникает никаких проблем. Особой популярностью пользуются предложения частного сектора. Отдых в судакских квартирах, комнатах и коттеджах обходится дешевле, чем в крупных городах Южного берега Крыма.
В Судаке есть центры развлечений, музеи, исторические и природные достопримечательности. Приморский город невелик, поэтому для передвижения из одного конца в другой транспорт не нужен. По окрестностям Судака также можно совершать пешеходные прогулки. Кроме того, местные турфирмы предлагают всем желающим массу интересных экскурсий с посещением самых известных достопримечательностей Крымского полуострова.
История Судака
Прибрежное поселение возле впадающей в море реки в 212 году основали сугды. Такое название носило одно из племен народностей адыгской группы. В Средние века крымский город называли по-разному: итальянцы говорили о нем «Солдайя», а греки – «Сугдея». Город ширился и рос за счет приплывавших сюда торговцев из Италии и Греции, а также приходивших на заработки ремесленников.
В VI веке император Византии Юстиниан I Великий принял решение построить на крымском берегу укрепления. Наибольшего расцвета город достиг в XII-XIII веках, когда мимо него были проложены маршруты Великого шелкового пути. В середине XIV века Солдайю захватили генуэзцы, а в 1475 году – армия Османской империи. Период турецкого владычества неблагоприятно сказался на городе. Он пришел в упадок, и количество проживавших здесь людей из года в год становилось меньше.
В 1783 году Судак, как и другие крымские города, стал частью Российской империи. В годы Великой Отечественной войны эта часть Крыма подверглась немецко-румынской оккупации, а когда наступил мир, Судак стал развиваться как оздоровительный курорт и центр виноделия.
Средневековый форт и музей
Генуэзская крепость расположена в западной части города, неподалеку от морского побережья, на вершине Крепостной горы. Укрепления заметно возвышаются над городскими кварталами и поэтому видны издалека – и из самого Судака, и со стороны моря.
Точное время постройки крепости не известно. Некоторые историки считают, что она появилась в Судаке в VI веке по распоряжению правителя Византийской империи Юстиниана I Великого. После византийцев Крымом завладели генуэзцы, которые значительно перестроили и укрепили оборонительные сооружения.
В наши дни величественная средневековая крепость превратилась в популярную туристическую достопримечательность. Она занимает территорию в 30 га и открыта для посетителей каждый день: с мая по сентябрь – с 8.00 до 19.00, а с октября по апрель – с 9.00 до 17.00. Вход на территорию платный. Осмотреть старинный форт можно самостоятельно или с экскурсоводом.
Генуэзская крепость обладает двумя линиями обороны – внешней и внутренней. Внешняя линия протянулась по северным склонам Крепостной горы и состоит из 14 башен и Главных ворот. Башни на этом участке обороны имеют высоту до 15 м, а стены между ними – 6-8 м, при толщине до 2 метров. Внутренняя линия обороны включает 4 башни. На самой вершине Крепостной горы возвышается Дозорная башня, которую также называют Девичьей.
В старинной крепости находится массивное каменное здание, известное как «храм с аркадой». Эта культовая постройка имеет интересную историю. В XIII веке турки-сельджуки возвели в судакской крепости мечеть Падишах-Джами. Когда турецкое господство закончилось, мусульманский храм переделали в греческую православную церковь, а пришедшие к власти генуэзцы использовали ее в качестве храма для католических богослужений.
В XV веке на полуострове обосновались турки-османы, и они превратили культовое здание в мечеть. Прошло время, Крым стал частью Российской империи, и здесь опять создали православный храм, освятив его в честь апостола Матфея. Примерно через 600 лет с момента постройки, в 1817 году эту церковь за ветхостью закрыли. Однако, на этом история древнего храма не закончилась. В 80-е годы XIX века его отреставрировали и стали использовать как армянский католический храм.
Богослужения здесь прервались в 1924 году, по решению городских властей. Через два года в старинном каменном здании открыли музей, рассказывающий об истории города Судака и Генуэзской крепости. Этот музей находится в бывшем храме и в наши дни.
Вот уже несколько лет в середине лета в древней Генуэзской крепости проводят масштабный праздник – красочный фестиваль «Генуэзский шлем». В нем принимают участие члены клубов исторической реконструкции, фехтовальщики, а также жители города и приехавшие в Судак туристы. Во время фестиваля проходят захватывающие рыцарские турниры и зрелищный штурм крепости. Для гостей проводятся мастер-классы, на которых можно обучиться гончарному и кузнечному ремеслу, а также примерить на себя рыцарские доспехи.
Башня Астагвера (Портовая) и древний храм Двенадцати Апостолов
Башня Астагвера и храм Двенадцати Апостолов находятся на скалистой возвышенности с запада от Генуэзского форта, в 150 метрах с севера от берега моря. Раньше к башне Астагвера примыкал участок крепостной стены, который соединял ее с Угловой башней главного укрепления. Фортификационное сооружение построили в 1386 году для защиты городского порта. Место было выбрано удачно – между двумя скальными вершинами. Башню назвали в честь коменданта Солдайи – Федерико Астагвера.
На каменной кладке башни можно увидеть множество барельефных плит, на которых высечены кресты разных размеров. Исследователи считают, что это надгробия, которые строители принесли с близлежащего кладбища. Все стены, кроме северной, отштукатурены. Закрытая со всех сторон трехэтажная башня стоит на массивном квадратном фундаменте и имеет четыре яруса. На каждой стене обустроены бойницы, чтобы защитники могли вести огонь в любую сторону. Кроме того, на самом верху башни сделаны зубцы, обеспечивавшие защиту лучникам.
Древние строители продумали все до мелочей и позаботились о том, чтобы люди, оборонявшие башню, могли находиться в ней длительное время. С двух сторон от укрепления в скальном грунте выбиты большие емкости, заполнявшиеся водой из небольшой горной речки, поэтому средневековые воины всегда были обеспечены достаточным запасом питьевой воды.
Рядом с башней Астагвера, на скалистом холме стоит древний храм Двенадцати Апостолов. Солдайя была торговым городом и разрасталась с приморской части. Возле городского порта располагались дома жителей, купеческие лавки, ремесленные мастерские и хозяйственные постройки. При проведении археологических раскопок в этой части Судака нашли монеты и керамику III-IV веков.
В X-XII веках для жителей гавани построили небольшую каменную базилику. Из отесанных каменных плит в церкви сделали одну пятигранную апсиду и освятили храм в честь пророка Илии.
В те времена береговая линия выглядела по-другому. За прошедшие века уровень воды в Черном море вырос на 3-4 м, поднявшаяся морская вода поглотила береговую линию, и старая гавань теперь расположена на дне моря. Однако, древняя базилика с двускатной крышей была возведена на холме и сохранилась по сей день рядом с величественной Портовой башней.
Известно, что до Второй мировой войны внутри храма можно было увидеть настенное изображение Иисуса Христа и его ближайших учеников, собравшихся на Тайную вечерю, – именно поэтому за древней церковью закрепилось новое название. Ее стали именовать храмом Двенадцати Апостолов. В 2009 году его восстановили, и сейчас это действующий православный храм.
Храмы в Судаке
Церковь Покрова Богородицы возвышается в центре Судака, в 0,65 км к юго-востоку от автостанции, на ул. Ленина, 27. Этот храм заложили в 1819 году и начали строить на пожертвования горожан. Однако, собранных денег не хватало, строительство растянулось и завершилось только в 1840-х годах. Церковь, освященная в честь Покрова Богородицы, интересна как место, куда несколько раз приезжали члены российской императорской семьи.
Богослужения в храме проходили до 1936 года, потом, в период активной антирелигиозной кампании его закрыли для верующих, а колокольню разрушили. Во время фашистской оккупации церковь вновь открыли для прихожан. Она принимала жителей Судака до 1962 года, когда храм по решению властей опять закрыли. Внутри культового здания начал работать Дворец пионеров, а после него – ремонтные мастерские. В начале 1990-х годов старую церковь восстановили.
Крестово-купольный храм имеет входы с трех сторон. По архитектурным традициям середины XIX века они декорированы колоннами и треугольными фронтонами. Слева и справа от дверного проема можно увидеть красивые мозаики с изображением святых. В наши дни храм действующий и открыт как подворье Кизилташского монастыря.
Другой, более древний храм – церковь святой Параскевы находится на западных окраинах Судака, на улице Приморской, 13. Он расположен в центре современного курортного поселка Уютное, под стенами Генуэзской крепости.
Историки считают, что небольшая церковь была построена в X-XII веках. Это одноэтажное каменное здание с двускатной крышей, покрытой черепицей. В прежние времена вокруг его располагалось большое кладбище, но в наши дни от старого погоста сохранилось лишь два надгробия. Одна плита стоит на могиле, где покоятся члены семьи ученого Христиана Стевена, того самого, благодаря которому был основан знаменитый Никитский ботанический сад. Второе надгробие накрывает могилу санкт-петербургского артиста Кондараки.
В наши дни церковь Параскевы Пятницы хорошо отреставрирована, и регулярно в ней проходят богослужения. Рядом с православным храмом можно увидеть одноэтажное здание лютеранской кирхи. Оно появилось в Судаке в конце XIX века для членов немецкой колонии, члены которой стали селиться под Генуэзской крепостью с 1805 года.
Музей «Дача Функа»
С востока от Генуэзской крепости в красивом двухэтажном доме, появившемся в Судаке в начале XX века, находится интересный исторический музей (улица Ушакова, 1). Он получил свое название по фамилии хозяина дома – Федора Федоровича Функа, управляющего имением К. А. Горчакова.
Музейные экспонаты занимают четыре зала. В первом из них выставлены археологические находки, начиная со времен палеолита. На «Даче Функа» можно увидеть предметы из поселения тавров, святилища готов, аланского могильника и древнего греческого форта. Второй и третий залы музея посвящены истории Судака во время правления византийцев, хазар и венецианцев. Последний зал музейной экспозиции рассказывает о периодах княжества Феодоро и Османской империи. «Дача Функа» открыта для посетителей ежедневно, кроме понедельника, с 9.00 до 18.00.
Экскурсия на мыс Алчак-кая
Мыс Алчак-кая ограничивает городскую застройку Судака с восточной стороны. В наши дни это заповедная территория, и для путешественников вход сюда платный. Расположенная на берегу моря возвышенность – все, что осталось от древнего кораллового рифа. Статус природного памятника Алчак-кая получил в 1988 году, и сегодня он охраняется местным лесохозяйством.
У подножья мыса, там, где в Черное море впадает небольшая речка Суук-су, археологи нашли стоянку бронзового века, а также монеты, отчеканенные в III веке, когда существовало Боспорское царство. Пешеходное путешествие по живописному мысу занимает около полутора часов. Туристическую тропу окружают зарослей фисташковых деревьев, барбариса и кусты колючего шиповника.
С верхней точки Алчак-кая (152 м) открывается прекрасная панорама морского побережья. Отсюда отлично видно Генуэзскую крепость и курортную часть Судака. На склоне, обращенном в сторону города, находится сквозной грот Эолова Арфа, который образовался в скале в результате многовековой эрозии.
Центр водных развлечений
Известный всем крымчанам судакский аквапарк разместился в южной части города, у подножья горы Алчак-Кая, по адресу: ул. Гагарина, 79. Его территория примыкает к городской набережной и удалена от моря всего на сотню метров. Аквапарк в Судаке открыт в период летнего туристического сезона, каждый день, с 10.00 до 18.00.
Для посетителей здесь оборудовано 6 бассейнов и 9 горок-аттракционов, высота которых колеблется от 10 до 14 м. Просторный бассейн имеет трехуровневую глубину, фонтаны, джакузи и реку с противоходом.
Для юных посетителей аквапарка создан отдельный бассейн с трехуровневой глубиной, безопасной для купания малышей от 2 лет. В детском бассейне есть три горки, фонтаны и развлекательный спортивный комплекс в виде корабля. Очень важно, что бассейн для детей оборудован автономными системами очистки и дезинфекции воды.
Рестораны и кафе
В Судаке развито общественное питание, поэтому в городе открыто множество ресторанов, кафе, столовых, закусочных и баров. В большинстве из них цены примерно одинаковы, только заведения на набережной торгуют с заметной наценкой.
Во время летнего туристического сезона на пляжах Судака продают вареную кукурузу, вафельные палочки со сгущенкой, пахлаву, чак-чак, свежую малину, шелковицу и персики, копченых окуней, манты, плов, а также пюре с котлетами и салатом.
Много фастфуда представлено и на Кипарисовой аллее. Здесь путешественники могут купить роллы с курицей, ароматную выпечку чир-чир – местный аналог чебурека и треугольные пирожки – самсу, испеченную в тандыре.
Во время отдыха в Судаке стоит попробовать блюда крымской кухни. Местные кулинарные традиции формировались много веков. Несмотря на то, что полуостров населяют представители более 80 национальностей, самобытный колорит здешней кухне придают блюда крымских татар. Это, прежде всего, мясные угощения: «кубете» – пирог, с начинкой из баранины, картошки и лука; «юфахаш» – небольшие пельмени с бараниной, которые принято кушать с бульоном, где они варились; сарма – мясные «голубцы», завернутые в листья винограда, и, конечно, крымский лагман – сытный наваристый суп из баранины с овощами и особой лапшой.
Не менее вкусны и разнообразны блюда традиционной караимской кухни: «бубер долмасы» – перцы, фаршированные овощами, утка под тестом, караимские пирожки, тефтели с орехами и изюмом, индейка с айвой, а также варенье из дыни с кизилом.
В Судаке стоит попробовать жареную черноморскую рыбу – барабульку, а также блюда из камбалы и кефали. В некоторых ресторанах города подают прекрасно приготовленные жульены из мидий и рапанов.
Вкус крымского отдыха будет неполным без ароматного варенья, сделанного из лепестков роз, кизила или айвы. Также в Судаке продают отличные крымские вина. Превосходным качеством и ароматом славятся массандровские вина. Их желательно употреблять охлажденными до +16 ºС. А любители чая непременно оценят душистые крымские чаи с горными травами.
Спецпредложения на отели Судака
Как добраться
Ближайший к Судаку аэропорт расположен в 107 км от города, в Симферополе. Здесь принимают рейсы из Москвы и других крупных городов России. От симферопольского автовокзала в Судак несколько раз в день ходят прямые и проходящие рейсовые автобусы. В курортный сезон они начинают курсировать с 5.30 и заканчивают в 20.30. Автобусы идут часто, с интервалом в 20 минут. Дорога до Судака занимает около двух часов. Кроме того, при желании, до побережья можно доехать на такси.
Во время высокого сезона в Судак приезжают по «Единому билету», предоставляемому РЖД. Для этого на поезде добираются до Краснодара или Анапы, а затем доезжают до Судака на автобусе через паромную переправу «Порт Кавказ» – «Порт Крым».
Из Судака осуществляются регулярные автобусные рейсы в Феодосию, Севастополь и Новый Свет. Кроме того, с городской автостанции ежедневно ходит множество автобусов, связывающих Судак с ближайшими курортными пригородами.
Судак - древнейший город Крыма с богатой событиями историей. Его изменчивая историческая судьба отразилась даже в имени: греки называли его Сугдея, русские - Сурож, генуэзцы - Солдайя, восточные географы - Судак.
Люди в окрестностях сегодняшнего Судака жили, начиная с каменного века. Множество стоянок разных эпох возрастом от 4 до 80 тыс. лет обнаружены во многих местах юго-восточного Крыма. В том числе у горы Алчак, на мысе Меганом в Копсельской долине.
С I тысячелетия до н. э. в Судаке обитали племена тавров - аборигенов крымского полуострова. Занимались они рыболовством, земледелием, скотоводством, гончарным делом и ткачеством. Их поселения обнаружены между мысом Меганом и горой Караул-Оба.
Эллинские города-колонии: Феодосия, Пантикопей, Херсонес появляются на побережье Крыма в IV – V вв. до н. э.
Возникновение города и название (Сугдея) относят к 212 г. н. э. и связывают с ираноязычными племенами аланов, проникших в Крым во II-III вв. н. э. Слово Сугда переводится как непорочный, святой.
С VI в. Сугдея попадает под власть Византии. Самые ранние кладки стен крепости построены в этот период. Вместе с греками-византийцами сюда приходит православие, возникают христианские храмы и монастыри. К середине VIII века Сидагиос (византийское название крепости) уже крупный город, торговый центр и центр православной епархии.
В VII-IX вв. город захватывали и разоряли хазары, половцы, татаро-монголы.
Татары взимали с города дань и время от времени совершали разбойничьи набеги.
С IX века Сурож, так называли город на Руси, тесно торговал с Киевской, а потом и Московской Русью. Сурож упоминается в «Слове о полку Игореве».
С конца XI века город оказывается под властью половцев. Сугдея становится их главным опорным пунктом в Крыму. Город становится крупным транзитным портом и начинает бурно экономически развиваться. Из Индии сюда привозили пряности, слоновую кость, кашемировые ткани, драгоценные камни; из Китая - шелк; из Руси - меха, мед, воск, льняной холст; из Египта и Сирии – хлопковые ткани, финики; с Запада привозили сукно, оружие, ювелирные изделия.
С начала XIII века Судак находится под властью Венецианской республики. Сугдея становится центром их крымской колонии, и в крепости находится резиденция венецианского консула. Венецианцы владели городом полтора столетия, и это было время расцвета Судака-Солдайи, время славы и богатства. Город был известен далеко за пределами Крыма как важнейший торговый центр. Через него проходил Великий шелковый путь из Европы в Азию. В это время Судак был самым богатейшим городом Крыма. Солдайя процветает - и это не устраивает Геную, соперничающую с Венецией за торговое господство на Черном море.
В 1365 г. генуэзцы внезапно напали на Солдайю, взяли город приступом и захватили еще 18 поселений в округе. Овладев городом, генуэзцы предпринимают решительные меры по укреплению его обороноспособности. Они достраивают его оборонительные сооружения, строят новые, и создают в конечном итоге хорошо укрепленную крепость, сохранившуюся до наших дней. Генуэзцы подписали с крымским ханом договор и стали хозяйничать по всему побережью Крыма.
При генуэзцах Солдайя во многом утрачивает свое значение центра черноморской торговли - генуэзцы перемещают его в Каффу (Феодосию), свой главный опорный пункт на Черноморском побережье. Солдайя же становится укрепленным поселением и административным центром сельскохозяйственного округа, а крепость – резиденцией генуэзского консула, подчинявшегося каффинскому. Главное занятие населения как сельского, так и городского - земледелие, возделывание винограда, плодовых деревьев, табака.
Однако главные беды города были еще впереди. В 1475 г. турецкие войска агрессивной империи Османов при поддержке крымских татар осадили Солдайю. По преданию, "генуэзцы храбро и сильно защищались". Но силы были неравны, и, когда в городе закончились запасы продовольствия, турки ворвались в город.
Турки владычествовали в Судаке без малого 300 лет. Это был период упадка города. Судак теряет былое величие, былое значение, превращается всего лишь в один из пунктов системы турецких укреплений в Крыму. Город постепенно разрушается, ликвидируются христианские храмы, меняется состав жителей. К концу турецкого владычества Судак мало отличается от заурядного мусульманского поселения.
Ситуация резко меняется в конце XIII в. В результате русско-турецкой войны 1768-1774 гг., победоносной для России, весь Крымский полуостров входит в состав Российской империи. Судак становится одним из "местечек" Феодосийского уезда Таврической области. Земли были розданы мелким помещикам.
После присоединения к России Судак развивается, прежде всего, как центр виноградарства и виноделия в Крыму. Толчок к этому дал первый правитель Таврической области князь Г. А. Потемкин. Он создал в Судаке экономию с виноградниками, винодельней и подвалами. Пригласил иностранных специалистов, выписал из-за границы культурные сорта винограда. В 1804 году в Судаке организовано первое в России казенное училище виноградарства и виноделия. Основателем его был известный ученый П. С. Паллас. Большой вклад в развитие виноградарства и виноделия в Судакской долине внесли российские ученые П. С. Паллас, Х. Х. Стевен, А. К. Боде.
Все свои силы и свое немалое состояние отдал развитию крымского виноделия князь Л. С. Голицын. Купив у князя Херхеулидзе имение Новый Свет, он создал здесь первый в России завод шампанских вин и после многолетних трудов добился мирового признания российского шампанского. К концу XIX в. Судак по развитию виноградарства и виноделия занимал первое место в Крыму.
К середине XIX века Судак насчитывал 90 домов и 320 жителей.
В то же время он начал формироваться и как курорт относительно дешевый, демократический - для студентов и интеллигенции. Изменилась топография города - в глубине долины, вне стен крепости, возник новый поселок Судак: с почтой, телеграфом, аптекой, земской больницей, библиотекой-читальней. Были построены гостиницы, рестораны, застраивалась дачами приморская полоса.
В конце XIX - начале XX в. в Судак часто приезжали (а некоторые и подолгу жили) многие выдающиеся деятели российской культуры: писатели и поэты С. Елпатьевский, А. Герцык, М. Волошин, О. Мандельштам, С. Парнок, В. Хлебников, М. Цветаева; художники И. Айвазовский, А. Бенуа, К. Богаевский, Л. Бруни, П. Митурич и др.
В конце XIX в. В Новом Свете и Богатовке князь Голицын организовал винодельческие хозяйства и стал родоначальником русского шампанского виноделия.
После революции 1917 г. и разорительной гражданской войны Судак постепенно восстанавливал оба своих хозяйственных направления: на базе национализированных частных владений создавались винодельческие совхозы, строились дома отдыха, пансионаты, санатории, туристические базы. В 1929 г. Судак получил статус поселка городского типа.
Тяжелые испытания выпали на долю Судака в годы войны с фашистской Германией. Город стал ареной ожесточенных сражений. В частности, в 1942 г. в оккупированный немцами Судак был высажен десант советских войск, который после тяжелых боев был разгромлен. Окончательно город был освобожден 14 апреля 1944 г.
Первое послевоенное десятилетие целиком уходит на восстановление вконец разрушенной хозяйственной жизни. А в 60-х годах начинается период интенсивного строительства - Судак приобретает современный облик. В 1982 г. Судак получает официальный статус города.
Сейчас Судак - город-курорт в составе Автономной Республики Крым. Оставаясь одним из центров крымского виноделия, он одновременно принимает ежегодно более полумиллиона отдыхающих.
История Судака
Какое разнообразие племен и народов!
Какое столкновение культур Востока и,
Запада, Юга и Севера! И все это в одном
уголке Восточного Крыма - Судаке,
живописном руинном городе былых времен
человечества...
А. Башкиров
О былом значении нынешнего скромного города, о его связях с тогдашним миром, Европой и Азией, говорят топонимы. В самом деле: Сугдея, Сугдая, Сидагиос - у греков, Сурож - у русских, Судак, Сугдак, Солтак, Шолтатия - у восточных географов, Солдайя - у генуэзцев - вот далеко не полный перечень названий Судака в различные исторические периоды и у разных народов. Уже в обилии названий города отражена его сложная историческая судьба. Согласно одному из предположений ученых Судак является видоизменением слова Сугдак (Сугдея), связываемого со страной Согд (в Средней Азии). Принято считать, что название это принесено в III в. н. э. аланами, которым приписывают основание Судака.
Позже аланы обосновались на Кавказе. В Осетии и по сей день есть селение Суадаг и речка того же названия. Случайное созвучие или историческая преемственность? Пока можно строить только догадки.
Основным источником наших знаний о далеком прошлом Судака и всего восточного Крыма являются археологические материалы. Письменные свидетельства немногочисленны и дают хотя и ценную, но отрывочную информацию. Важные сведения содержатся, например, в записях уже упоминавшегося нами греческого синаксаря (ныне хранится в одном из архивов Турции). Из записей монахов судакского монастыря мы узнаем в числе других данных и дату основания Судака: "Построена крепость Сугдеи в 5720 (212) г." Однако археологи выявили и гораздо более древние поселения в окрестностях нынешнего города. О самом раннем и последующих периодах истории Судака и пойдет речь.
У истоков истории. В Судаке и его окрестностях люди жили еще на заре первобытно-общинного строя. Вблизи города, в Новом Свете и в окрестностях Щебетовки обнаружены орудия труда людей, живших в каменном веке. За последние десятилетия на мысе Меганом, в Копсельской долине, у горы Алчак и на горе Караул-Оба открыты стоянки и поселения эпохи бронзы, относящиеся ко II тысячелетию до н. э.
Начиная с I тысячелетия до н. э. на побережье и в горах Крыма (в окрестностях Судака также) обитали племена тавров. Жильем этому древнейшему, известному нам по литературным источникам, населению полуострова служили пещеры, хижины и укрепленные убежища, сложенные из крупных камней. Занимались тавры охотой, рыболовством, мотыжным земледелием, отчасти скотоводством. Орудия труда и оружие они изготовляли из камня, меди, бронзы, а позже - из железа. Прибрежные тавры не прочь были взять добычу с торговых кораблей, главным образом греческих, шедших в Пантикапей (Керчь).
Между мысом Меганом и горой Караул-Оба в Новом Свете находилось несколько таврских поселений - сохранились памятники культуры и быта. В 1927 г. в обрыве близ Меганома обнаружены, например, две таврские обжиговые печи с большим количеством фрагментов глиняной лощеной посуды ручной лепки с врезным и лепным орнаментом. На горе Караул-Оба в 1928 г. найдена в изобилии такая же посуда. Здесь же оказались кремневые орудия, каменные ядра для метания из пращи, раковины мидий, устриц и пр. Тавры хоронили покойников в больших каменных "ящиках", состоявших из четырех прямоугольных плит, поставленных на ребро, пятая закрывала "ящик" сверху. Таких "ящиков" (дольменов) в Копсельской долине обнаружено более 90. Там же найдены шесть огромных менгиров - грубо обтесанных каменных столбов высотой 2,8-3,0 м., поставленных вертикально. Столбы эти имели культовое назначение.
В VI-V вв. до н. э. на побережье Крыма появляются греческие города-колонии: Пантикапей, ставший позже центром Боспорского царства, Феодосия, Херсонес. Есть предположение, что небольшая колония существовала и в Судаке или в Новом Свете - Афинеон (возможно, IV в. до н. э. - первые века н. э.). Эту гавань упоминает древнегреческий автор II в. н. э. Флавий Арриан. Предположение подкрепляется данными археологических разведок. В 1928 г. у самого берега судакской малой бухты выявлены фрагменты аттических сосудов IV в. до н. э.
В окрестностях Судака археологи нашли несколько кладов монет, попавших сюда из Пантикапея и относящихся к IV в. до н. э. - IV в. н. э. Это говорит о торговых связях древнего Судака с Боспорским царством. В стене средневекового монастыря на горе Ай-Георгий оказалась каменная плита III в. н. э., посвященная греческой богине Деметре, которую чтили на Боспоре.
В III в. н. э. в Крым нахлынули ираноязычные племена аланов (алано-сарматов), Аланы поселились и в окрестностях Судака. Ряд русских ученых и швейцарский исследователь и путешественник Дюбуа де Монпере считали Судак главным портом аланов.
Византийская сугдея. В эпоху раннего средневековья южная и юго-восточная части Крыма попадают в сферу политических интересов Византии. К концу VI в. на территории нынешнего Судака уже существовало византийское береговое укрепление. Затем (с середины VII в.) здесь появляются новые хозяева - хазары. Они оставили жителям городов самоуправление, обложив их данью и торговыми пошлинами. Представитель хазарской власти тудун, или тархан, находился в Судаке.
С середины VIII в. началась интенсивная иммиграция в Крым византийских греков. Вероятно, это переселение было вызвано религиозной борьбой иконоборцев с почитателями икон, длившейся с переменным успехом почти сто лет. Победа иконоборцев вынудила иконопочитателей бежать в Таврику - одну из окраинных провинций Византии. Вероятно, этим объясняется обилие сохранившихся в Судаке и его окрестностях развалин древних византийских храмов и монастырей.
В то время в окрестностях Сугдеи существовало несколько поселений: четыре из них - между берегом моря (близ села Солнечная Долина) и горой Алчак, два - в Новом Свете и одно - у нынешнего села Дачного. Кроме того, в районе Судака было семь монастырей. Жили здесь греки, потомки тавров и скифов, аланы и другие племена, подвергшиеся сильной эллинизации - греческому влиянию.
К началу VIII в. Судак - уже довольно большой город, ему подчиняется ряд сельских поселений. Он же центр православной епархии (церковного округа), которую возглавляет вначале епископ, с X в. - архиепископ, а еще позже - митрополит. Номинальная зависимость и даннические отношения с хазарами не мешают Судаку развивать торговые связи.
Сурож и Русь. Связи Киевского княжества с Крымом, в частности с Судаком, известным на Руси под именем Сурожа, прослеживаются с начала IX в. Первое тому свидетельство мы находим в "Житии Стефана Сурожского", епископа сугдейского с 787 по 826 г.
Слава о богатстве Сугдеи, возможно, послужила причиной нападения на нее одного из князей русов в начале IX в. Из жития известно, что князь Бравлин, "пограбища" все побережье Крыма от Херсонеса до Керчи, напал на Сурож. Только после ожесточенных десятидневных штурмов крепости "вниде Бравлин, силой изломив железная врата". Русы взяли большую добычу - золото, драгоценные камни, товары. Так как в летописях не упоминается князь Бравлин, некоторые историки полагают, что в рукопись "Жития Стефана Сурожского" вкралась ошибка: переписчик, возможно, принял слово "бранлив", т. е. воинственный, за собственное имя "Бравлин".
После взятия Херсонеса войсками киевского князя Владимира (988 г.) Крым входит в сферу политических и торговых интересов Киевской Руси. Связи Сурожа с Киевским княжеством отразились в былинах цикла "Князь Владимир Красное Солнышко".
Так, в былине "Чурило и князь Владимир" рассказывается, например, о поездке князя с княгиней и богатырями к сурожанам Чуриле и его отцу Пленку:
Старый Пленко Суроженин
Приступил ко князю Владимиру
И ко княгине Апраксеевне,
Повел их во светлы гридни,
Сажал за убранные столы, в место почестное;
Принимал, сажал князей и бояр
И могучих русских богатырей...
В замечательном памятнике древнерусской литературы "Слово о полку Игореве" Сурож упоминается дважды. Вот одно из этих упоминаний (текст в переводе В. А. Жуковского): "Див кличет на верху древа, велит прислушать земле незнаемой: Волге, Поморию, и Посулию, и Сурожу..." Сообщения о Суроже и сурожанах можно встретить и в русских летописях.
Так как русские называли Судак-Сугдею Сурожем, то по имени города сурожскими стали называть и товары заморских купцов - шелк-сырец, хлопчатобумажные и легкие шерстяные ткани. Иностранных купцов, торговавших этими товарами в самом Суроже и продававших их по всей Руси, называли "сурожскими гостями". Затем это название распространилось и на русских купцов, покупавших товары в Суроже и продававших в Киеве, Москве и других городах. В Москве "сурожские гости" вели крупную оптовую торговлю, жили в особом квартале и составляли верхушку богатого и влиятельного купечества.
Во время похода против татарских полчищ хана Мамая Дмитрий Донской взял с собой десять сурожских купцов: им предстояло служить переводчиками при переговорах с татарами и быть свидетелями русской славы, если победа достанется русским. Князь Михаил Тверской отправлял послом в ордынскую ставку Некомата Сурожанина, чтобы тот выпросил "ярлык", т. е. назначение Михаила Тверского великим князем.
Расширению и упрочению связей Сурожа с русскими способствовало основание на Тамани Тмутороканского княжества, в которое входила позднее часть Керченского полуострова с городом Корчевом (Керчь). Из этого княжества русские постепенно расселились и по другим местам Крыма: в Солхате (Старый Крым), Судаке, Мангупе, Херсонесе они составляли, по всей вероятности, значительную группу.
Тмуторокань в некотором отношении стала конкурировать с Сурожем в заморской торговле, так как часть заграничных товаров, направляющихся на север и восток, шла через Керченский пролив, по Азовскому морю и дальше по рекам Кубани и Дону. Но торговое первенство по-прежнему оставалось за Сурожем.
Особого расцвета Судак достиг в XII - начале XIII в., в это время его связывают даннические отношения с половцами-кипчаками. Даже Черное море арабские писатели называли Судакским. Арабский историк Ибн-аль-Асир (1160-1233) сообщал, например, о Сугдее: "Этот город кипчаков, из которого они получают свои товары, и к нему пристают корабли с одеждами, последние продаются, а на них покупаются девушки и невольники, буртасские меха, бобры и другие предметы, находящиеся в земле их". Судак стал международным городом, где встречались купцы со всех концов мира: из Руси, Западной Европы, Северной Африки, Малой Азии и даже из Индии и Китая. С Запада в Судак привозили французское и английское сукно, оружие, женские украшения, ювелирные изделия, из Египта и Сирии - хлопковые ткани, ладан, финики, из Индии - кашемировые ткани, драгоценные камни, пряности, из Китая - шелк. Из Руси через Судак шли в Западную Европу меха, кожи, зерно, льняной холст, мед, воск, пенька, строительный лес.
Сурожские гости везли европейские, малоазийские и египетские товары в Киев, Москву, Новгород. В Судаке составляли караваны в Среднюю Азию, Монголию, Китай. Для этого купцы покупали здесь "русские повозки", славившиеся у иноземцев прочностью и удобством.
О тесных связях Сурожа с Московским государством и значении там сурожских гостей можно судить по тому, что в Московии возникают поселения с названиями: Сурож, Сурожик, Сурожская волость. В Москве и некоторых других городах были "суровские" (сурожские) торговые ряды.
Известно, что выходец из Сурожа Степан Васильевич Ховр, перешедший на службу к великому князю Московскому "из своей вотчины Судака да из Манкупа, да из Кафы", стал родоначальником бояр Ховриных и Головиных.
Со второй половины XII в, в Судаке появляются венецианцы и пизанцы. Они торгуют с русскими, половецкими, среднеазиатскими купцами. Слава о богатстве Судака послужила причиной нападения на него иконийского (сельджукского) султана 2 Ала-ад-дина Кей-Кубада.
Это случилось в 1222 г. Караульный с вершины Дозорной башни заметил на горизонте корабли, державшие путь на Судак. Начальник города и крепости (севаст) понял, что это не обычный торговый караван, а армада военных кораблей. Увидев, что суда повернули на восток, он направил гонца к половецкому хану в ставку близ Солхата (Старый Крым). Хан, узнав о приближении флота к Феодосийскому заливу, начал готовить войско и тут же послал за помощью к русскому (тмутороканскому) князю.
Пока шла высадка десанта на берег Феодосийского залива, тмутороканский князь успел отправить свой передовой конный отряд, который присоединился к половецкому войску. Главные же силы русских шли походным порядком.
Туркам-сельджукам удалось наголову разбить союзное войско, и русский князь вынужден был послать их адмиралу большие дары с предложением мира. Десятитысячный сельджукский отряд двинулся после этого на Сугдею. Навстречу врагу вышел отборный конный отряд защитников города. В долине началось сражение. Сельджуки применили свою обычную тактику - якобы отступая, завлекли сугдейский отряд в глубь долины, а потом из засады набросились на него. Весь отряд был уничтожен. Ворвавшись в город, неприятель перебил многих жителей. Оставшиеся в живых дали огромный выкуп.
Турки-сельджуки оставили в крепости гарнизон и, прихватив с собой награбленное, вернулись в свою страну. Так Сугдея оказалась в зависимости от иконийского султана.
Владычество Орды. Вскоре для города начались тяжкие испытания. Кочевая империя Чингис-хана и его преемников с первой четверти XIII в. неуклонно двигалась из глубин Средней Азии на Восточную Европу и в первую очередь на Русь. Ордынцы-татары нанесли поражение половцам, уничтожили Тмутороканское княжество. Далее на их пути был Крым. 27 января 1223 г., судя по записям в синаксаре (о нем уже шла речь), кочевая орда впервые совершила набег на Сугдею. Ибн-аль-Асир писал, что, когда татары захватили Судак, часть жителей разбрелась со своим имуществом по горам, другие отправились на кораблях в Малую Азию.
Разграбив город, завоеватели вскоре оставили его, но через 16 лет - в 1239 г., во время нашествия Батыя на Русь, - вернулись вновь. В синаксаре записано: "26 декабря, в тот же день пришли татары". Они снова разграбили Сугдею и теперь уже прочно осели в Крыму, который стал улусом (провинцией) Золотой Орды и управлялся наместником великого хана. Татары разместили в Судаке свой гарнизон, но оставили жителям самоуправление, обложив их данью, которую отвозили в ставку хана Батыя.
В первое десятилетие ордынского владычества международная торговля в Сугдее приходит в упадок. Сурожские торговые гости не могли ездить с товарами на Русь, так как в степях их грабили кочевники. С середины XIII в. международная торговля в Судаке возобновляется, хотя татары взимают большие торговые пошлины. Постепенно в городе появляются византийские, венецианские, генуэзские и другие заморские купцы. Прибывают и русские. Французский посол к Батыю Рубрук писал в своих записках, что в Сугдее останавливаются все купцы, которые едут из Малой Азии в северные страны, а также возвращаются из "Русии" и северных стран. Сугдея опять становится большим международным рынком.
И все же, несмотря на возобновление торговли и рост благосостояния, жители города не чувствовали себя в безопасности. Татары не раз нарушали мирные отношения и грабили город. Так, в 1299 г. орды Ногая внезапно напали на Сугдею, вырезали жителей, ограбили и сожгли город. Подобным разгромам он не раз подвергался и в XIV в. Известно, что часть татар уже с конца XIII в. поселяется в Сугдее и некоторые из них переходят в христианскую веру, о чем можно судить по заметкам на полях синаксаря (татары были язычниками, а магометанство приняли только в XIV в.)
Ограбленный и опустошенный город каждый раз возрождался, отстраивал разрушенное и снова богател и рос. Население стало увеличиваться с конца XI в. вследствие иммиграции армян, которые бежали от гнета малоазийских турок, поработивших Армению. Первые армяне-беженцы - 20 тысяч человек - поселились в Сугдее и ее окрестностях, в Солхате и других местах Крыма. Армяне были отличными строителями и оставили интересные памятники архитектуры. Замечателен возведенный ими монастырь Сурб-Хач ("святой крест") близ Старого Крыма.
В XIII в., особенно в первой его половине, торговое первенство в Сугдее принадлежало венецианцам, но уже к концу столетия перед городом возникла опасность в лице новых пришельцев - генуэзцев.
Солдаия - колония генуэзцев. Республика Генуя давно рвалась к черноморской торговле. В 1261 г. генуэзцы получили от византийского императора Михаила Палеолога монопольное право плавать по всему Черному морю и основали в 60-х годах торговую факторию в Кафе (на месте Феодосии). Кафа вскоре стала значительным опорным пунктом Генуи. В июле 1365 г. генуэзцы внезапно напали на Сугдею, взяли ее приступом и захватили 18 селений в округе. Разноплеменное население города (большинство составляли греки) не оказало серьезного сопротивления.
После падения Сугдеи генуэзцы прибрали к рукам все крымское побережье от Черкио (Керчь) до Чембало (Балаклава, в черте современного Севастополя). Кафа стала центром их колоний в Северном Причерноморье. Солдайя, как генуэзцы нарекли Сугдею, превратилась в укрепленное поселение: власти Кафы запретили ей принимать и отправлять торговые суда. Вся международная торговля теперь была сосредоточена в Кафе. Однако в Судаке, утратившем свое былое значение, остается еще достаточно ремесленников, в частности строителей, которых генуэзцы используют для возведения и починки крепостных сооружений, существовавших и раньше, в догенуэзский период.
Солдайя управлялась на основании "Устава для гейуэзских колоний на Черном море", изданного в Генуе в 1449 г.
О содержании и детальности проработки Устава можно судить уже по названиям его разделов. Вот некоторые из них: "В котором часу надлежит звонить в колокол", "О праве добывать камни", "О том, чтобы делаемые доклады были прежде написаны секретарем", и т. д. Уставом была узаконена работорговля: "Каждому, какого бы звания он ни был, дозволено покупать людей лично или через посредников наряду с прочими имуществами и товарами свободно помимо всякого вмешательства консула". Как видим, рабы были приравнены к товару.
Специальная глава посвящалась устройству Солдайи. При консуле состоял "попечительный" комитет из двух лиц - генуэзца и грека. В обязанности комитета входило хранение оружия и запасов продовольствия на случай осады города, надзор за городскими работами, за поведением местных чиновников, за финансовой деятельностью консула и т. д.
Примечательно, что в небольшом по размерам городе было 13 храмов - свидетельство того всепроникающего влияния (слова Ф. Энгельса), которое оказывала на тогдашнее общество церковь.
С 1453 г. положение генуэзских колоний в Крыму резко ухудшается. Турки-османы захватили столицу Византии Константинополь, истребили жителей и взяли под контроль Босфорский пролив. В результате торговля Крыма со Средиземноморьем почти прекратилась, а колонии генуэзцев оказались отрезанными от метрополии. Некоторый спад происходит и в торговле с Московским государством.
Крымские колонии стали теперь обузой для республики Генуи, и она уступила их генуэзскому банку святого Георгия, самому богатому в Европе. Поскольку контроль со стороны правителей банка отсутствовал, генуэзские чиновники все более погрязали в злоупотреблениях и взяточничестве. Отсюда и недовольство трудового населения. В Кафе, Солдайе и других городах обостряется классовая борьба, не раз выливавшаяся в народные восстания. Только в Кафе с 1454 по 1475 г. их было пять. Восстание в Солдайе в 1470 г. удалось подавить лишь с помощью кафинских войск.
Одновременно феодалы усилили эксплуатацию солдайских крестьян. В архиве Генуи хранится переписка последнего консула Солдайи Христофоро ди Негро по так называемому "делу братьев Гуаско". Из писем явствует, что помещики братья ди Гуаско незаконно захватили в Солдайском консульстве деревни Скути (ныне Приветное) и Тасили (по-видимому, близ села Морского). Они пытались закрепостить крестьян, отбирали у них хлеб и скот, давили непомерными налогами, повинностями, сами правили суд, пытали и предавали смертной казни. В знак своей власти Гуаско поставили в Скути виселицу, а на границе своих владений - позорный столб для наказания плетьми.
Консул ди Негро, возмущенный незаконными действиями феодалов, послал своих стражников уничтожить позорный столб и виселицу, но их встретил большой вооруженный отряд братьев Гуаско. Тогда ди Негро написал жалобу кафинскому консулу, требуя привлечь Гуаско к суду и наказать. Но консул Кафы повелел солдайскому консулу "впредь не беспокоить ни тех братьев, ни их людей". Тем, очевидно, дело и кончилось.
Под властью турок. 31 мая 1475 г. в Кафинском заливе появилась турецкая эскадра, высадившая большой десант, в помощь которому подошло татарское войско. На пятый день осады Кафа пала. Турки вырезали всех армян, а генуэзцев обратили в рабство. В русской летописи записано: "Туркове взяша Кафу, гостей московских много побита".
Участь Кафы разделили и другие генуэзские колонии в Крыму. Последней пала Солдайя, жители которой упорно защищались. Часть солдайцев спустилась тайным ходом к морю и бежала на кораблях. По преданию, около тысячи защитников крепости во главе с консулом Христофоро ди Негро заперлись в главном храме. Но турки подожгли храм, и все, кто в нем был, погибли. Это предание подтверждено раскопками 1928 г.: в развалинах храма обнаружено множество обугленных человеческих скелетов.
Турки оккупировали все крымское побережье и княжество Феодоро (независимое государство в юго-западной части Крыма со столицей на горе Мангуп), а своего недавнего союзника - Крымское ханство - обратили в вассала. Судак стал для них только стратегическим пунктом в системе обороны крымских владений. Город постепенно разрушался. Плодородную долину, ее сады и виноградники захватили новые хозяева - богатые кафинцы. К концу XVII в. Судакский кадылык (район), входивший в состав Кафинского каймаканства (провинции), включал 20 селений от Алушты на западе до Коз (Солнечная Долина) на востоке.
В составе России. После русско-турецкой войны 1768-1774 гг. (в ходе ее русские войска заняли полуостров) Крымское ханство было объявлено независимым от Турции. Но турки продолжали упорно цепляться за Крым. Для борьбы с турецкими десантами А. В. Суворов в 1778-1779 гг. укрепил побережье. На территории Судакской крепости был построен артиллерийский редут. Позже здесь разместился гарнизон Кирилловского полка.
С присоединением Крыма к России (1783) начинается усиленное освоение края. Екатерина II раздавала земли, брошенные эмигрировавшими в Турцию феодалами, своим приближенным. Князь Потемкин "подарил" сам себе лучшие крымские земли, в том числе в Судаке. Со свойственным ему размахом он приказал выписать из Европы лучшие виноградные лозы, посадить шелковичные, миндальные, ореховые, инжирные, лимонные и другие деревья. А работали в садах в основном бывшие солдаты. Вот пример характерной выписки из ордера Потемкина от 1788 г.: "...приказал я киевского 6-го баталиона мастеровой роты рядового Ивана Степанова из службы исключить, коего по сему извольте оставить в области Таврической на поселение в Судацких садах".
В результате раздачи и раздела земель к началу XIX в. хозяевами Судакской долины оказались около двухсот мелких помещиков. Новые сорта винограда не разводили, начали даже вырубать фруктовые деревья поблизости от виноградников. И. М. Муравьев-Апостол, побывавший в Крыму в 1820 г., писал, что раньше "вся Судацкая долина покрыта была плодовыми деревьями, чуть ли и вино не лучшее было тогда. Теперь она гола как степь... а причина сего истребления - сами помещики". Они сажали вперемежку что попало и стремились к одному - побольше надавить вина и подороже его продать. Крупные помещики смотрели на подаренные им земли, как на дачное место, где приятно провести купальный и виноградный сезон. Приезжали всем семейством, с гувернерами, гостями, дворовой челядью, нередко даже с хором и музыкантами. По окончании сезона снова забывали о своем приморском поместье.
Несмотря на отсталые методы ведения хозяйства, к 30-м годам прошлого века Судак, в ту пору местечко Таракташской волости Феодосийского уезда, вышел на первое место в Крыму по виноградарству и виноделию, чему немало способствовали благоприятные природные условия.
Важное значение для развития края имело открытие в 1828 г. пароходства на Черном море. В 1866 г. в Судаке побывало 35 пароходов и 6 парусников. Суда привезли пшеницу и пустые бочки, а вывезли - вино (1584 бочки), каперсы, дубовые дрова, древесный уголь, миндаль. В 1887 г. в порт заходило уже 79 судов.
В середине прошлого века в Судаке было 320 жителей и 90 домов. Приведем свидетельство очевидца (1869 г.): "Судак - самое маленькое местечко, расположенное в долине того же имени на версту от моря, с каменного красивою православною церковью, с десятком домов и домиков по обе стороны церкви, да две мелочных лавочки, пекарня, резня, кузница, бондарня, почтовая станция и три шинка. Сам по себе (Судак) далеко не важен, но обширное местоположение долины с большим количеством лучших виноградников и значительное виноделие поставили его на высокую ступень".
К концу XIX в. это уже не просто местечко, а известный и к тому же дешевый курорт, где отдыхали в основном интеллигенция и студенты. Судак был связан шоссейными дорогами с Феодосией (в 1912 г. началось автомобильное сообщение), Симферополем и Алуштой. На рейде останавливались пассажирские пароходы и военные суда.
В конце XIX - начале XX в. в уезде в целом (имеется в виду Феодосийский уезд) и в окрестностях Судака происходят замечательные перемены: ширится недовольство народных масс самодержавием, ведется революционная пропаганда. Эти годы отмечены волнениями крестьян в Таракташе (Дачное), Салах (Грушевка).
Прокламации, распространенные в 1902 г. в Феодосии накануне базарного дня, разошлись по уезду и "повсюду были встречены с восторгом; в одной деревне - Коктебеле крестьяне собрали сходку и на ней прочли им грамотные из них". Цитируемое письмо, отправленное из Феодосии в Симферополь, было перехвачено царской охранкой и находилось в "Деле секретного стола губернатора за 1902 г."
Феодосийская организация РСДРП призвала крестьянство и интеллигенцию уезда "примкнуть к пролетариату, смело бросившему перчатку самодержавию, потому что один только он проявляет наибольшую энергию в борьбе с самодержавною гидрою". Это год 1903-й.
В период революции 1905 г. стачки, митинги, столкновения с полицией приняли настолько грозный характер, что командующий войсками телеграфировал таврическому губернатору: "Считаю безусловно необходимым объявить Феодосию с уездом на военном положении..."
В годы реакции, последовавшей за первой русской революцией, Судак посещали питерские большевики. Революционная пропаганда проводилась среди сельских рабочих, крестьян-батраков, среди матросов военных кораблей. В июне 1906 г. большевичка К. А. Александер писала из Судака в Петербург: "На днях в Судак прибыли четыре миноносца. Перед ними останавливался крейсер. Команды высадились на берег - такие славные, хорошие лица. Мы их, конечно, снабдили брошюрами и кипой газет - партийных, благо, что захватили из Питера. Как они (матросы) были довольны!"
Дореволюционный Судак по-прежнему оставался небольшим населенным пунктом, оживавшим в курортный сезон и на время уборки винограда. Кроме уже упоминавшейся "почтовой станции", здесь были телеграф, земская больница, аптека, земская библиотека-читальня. В границах нынешнего Судакского района насчитывалось 6 начальных школ, которые могли охватить только 40% детей. Проживало в Судаке около 2 тысяч, в основном русские, а также немцы, греки, армяне, татары, евреи, караимы. Главные строения находились у церкви, около рынка. В прибрежной части располагались отдельные дачи и гостиницы. Летом Судак принимал одновременно до 3,5 тысячи приезжих. Отсюда вывозили вино, виноград, фрукты, рыбу, стройматериалы.
Образную картину местечка той поры дал писатель Сергей Елпатьевский. В "Крымских очерках" он, в частности, писал, что "о Судаке нельзя сказать, благоустроен он или неблагоустроен, - он просто не устроен, без всякого устройства".
А.И. Полканов, Ю.А. Полканов Симферополь Таврия
Красивые места Крыма
Сугдея
5720 г. «от сотворения мира», т. е. в 212 г. н. э., как сообщает греческая средневековая рукопись, была построена крепость Сугдея.
Гора, господствующая над Судакской бухтой и долиной (150 м над уровнем моря), была идеальным местом, как бы самой природой предназначенным для возведения здесь крепости. Крутые склоны делают ее почти неприступной со всех сторон, кроме пологой северной. До сих пор оборонительные сооружения, разместившиеся на склонах и вершине горы, поражают своей мощью и величием.
Крепость защищала город, впоследствии известный по русским летописям под именем Сурожа. Византийцы называли его Сугдея, западноевропейские авторы - Солдайя, у восточных географов и арабских купцов он был известен как Судак-Суудаг-Сурдак.
Год постройки крепости жители Сугдеи считали датой основания своего города, хотя поселение на его месте существовало, по всей видимости, и ранее. Точных сведений об этническом составе первых сугдейцев нет. Некоторые ученые связывают происхождение названия города с языком аланов. Эти ираноязычные племена сарматского происхождения, предки нынешних осетин, появились в Крыму во II-III вв. н. э. В окрестностях Судака обнаружены следы аланских поселений. Видимо, и в самом городе прослойка аланов была довольно значительной. Во всяком случае, целый ряд русских историков, некоторые советские исследователи, известный швейцарский путешественник и ученый Дюбуа де Монпере считали Судак главным портом аланов.
Точно так же есть все основания полагать, что город с самого начала своего существования имел греческое население. И близость античного Боспора, и тенденция эллинов к освоению крымского побережья, и каменная плита с посвящением Деметре, и многие находки древнегреческих предметов в районе Судака и Судакской бухты говорят в пользу этого предположения.
Особенно увеличилось греческое население Сугдеи, по-видимому, начиная с VI в. н. э., когда все южное и восточное побережье Крымского полуострова от Херсона (средневековое название Херсонеса) до Боспора оказалось под властью Византии. При византийском императоре Юстиниане I (527-565 гг.), проводившем активную внешнюю политику с целью восстановления былого могущества Римской империи, в Таврике началось интенсивное крепостное строительство. Именно к этому времени относится сооружение византийцами крепостей Алустий (в иной транскрипции Алустон, ныне Алушта) и Горзувиты (в других источниках Гурзувиты, ныне Гурзуф) на южном побережье. Археологические раскопки, проведенные экспедицией под руководством М.А. Фронджуло в Судаке, выявили на южном, приморском склоне Крепостной горы фундаменты и стены мощного укрепления VI в., которое, как считает исследователь, было также возведено византийцами.
Значительный прилив византийских греков на полуостров наблюдается с середины VIII в., когда в империи началась жестокая борьба между иконоборцами и иконопочитателями. После победы иконоборцев (противников почитания икон) иконопочитатели вынуждены были искать убежища на периферии государства, в том числе на удаленном от центральных провинций полуострове. Они активно заселяли его южную часть, главным образом Таврику, воздвигали там множество церквей и монастырей н таким образом способствовали быстрой христианизации местного населения.
Все указанные явления в полной мере характерны для города Судака и его окрестностей. Подтверждением тому - многочисленные надгробия и остатки храмов и монастырей византийского типа, воздвигнутых в VI-X вв. Целый ряд их был обнаружен во время археологических изысканий 60-х гг. нынешнего столетия.
В результате борьбы между Византией и Хазарским каганатом под властью хазар оказалась часть византийских владений в Крыму, в том числе и Судак. В Судаке находилась резиденция хазарского наместника - тархана, или тудуне. Одновременно Судак являлся центром православной епархии (церковного округа) во главе сначала с епископом, а с X в. - архиепископом.
Как известно, местопребыванием столь высоких иерархов церкви избирались наиболее значительные города. Что Судак относился к их числу, видно также и из сообщений «Жития Стефана Сурожского» - церковного жизнеописания, посвященного одному из архиепископов города. В «Житии» рассказывается, в частности, что гроб умершего Стефана был щедро украшен золотом и драгоценными камнями, жемчугом и дорогими тканями («на горе царьское одеяло, и жемчуг, и злато, и камень драгый, и кандила злата и сосудов златых много»). Безусловно, только очень богатая епархия могла позволить себе столь пышные похороны.
Торговый Сурож
В IX в. Судак был хорошо известен на Руси как большой, богатый и сильно укрепленный город. Некоторые исследователи полагают, что именно слава и широкая молва о богатстве Судака явились причиной нападения на него одного из восточнославянских князей в начале IX в. Об этом событии рассказывается в «Житии Стефана Сурожского».
«Житие» повествует о походе в Крым новгородского князя Бравлина. «С многою силою прииде к Сурожу, за 10 дьний бишася зле межоу себе, и по 10 дьний вниде Бравлин, силою изломив железная врата, и вниде в град...» Кроме Сурожа, славянская рать захватила и некоторые другие крымские города - Корсунь (Херсонес), Корчев (Керчь). Поход Бравлина не мог быть случайным явлением в жизни тогдашней Таврики. Его надо рассматривать как один из важнейших эпизодов в стремлении славян укрепить свое влияние в Северном Причерноморье, утвердиться «у Лукоморья».
Влияние Руси облегчалось еще и тем. что местное население ненавидело хазарских захватчиков и не только оказывало им всяческое противодействие, но даже поднимало против них, как было, например, в 787 г., восстания. Разгром Хазарского каганата Киевской Русью в X в. обеспечил освобождение полуострова от власти хазар. Однако в степях его продолжали оставаться печенеги, которые появились здесь на рубеже IX-X вв. и неоднократно совершали набеги на города и селения Таврики.
Судя по многим данным, Сугдея, несмотря на причиненный ей печенегами ущерб, продолжала существовать как весьма значительный город. Вскоре после взятия Корсуня войсками киевского князя Владимира (988 г.) полуостров прочно входит в сферу военно-политических и торговых интересов Древнерусского государства с центром в Киеве. С тех пор и вплоть до вторжения монголо-татарских орд связи Сурожа с Русью были постоянными и устойчивыми. Они находят весьма широкое отражение в былинах, летописях, упоминаются и в замечательном памятнике древнерусской литературы «Слове о полку Игореве».
В первую очередь это были торговые связи. Из Сугдеи на Русь везли шелк-сырец, хлопчатобумажные и шерстяные ткани, имбирь, перец, гвоздику и другие пряности. Иностранных и сугдейских купцов, торговавших этими товарами, называли «сурожскими гостями». Позже это название распространилось и на русских купцов, торговавших товарами, которые вывозились из Сурожа в Москву и в другие русские города.
Существовали и иные связи между Сурожем и Русью. Русские князья широко привлекали сурожан в качестве переводчиков и для выполнения различных дипломатических и иных поручений. Например, великий князь московский Дмитрий Иванович (впоследствии получивший прозвание «Донской»), отправляясь в поход против татар, взял с собой десять сурожан - как свидетелей будущей великой битвы, а также, по-видимому, и как толмачей.
Расширению и упрочению связей Сугдеи с Русью способствовало и основание на Тамани русского Тмутороканского княжества, в состав которого позднее вошла часть Керченского полуострова с Керчью. Из Тмуторокани русские постепенно расселялись и по другим городам Крыма. Арабский хронист, секретарь египетского султана, Ибн-абд-аз-Захыр сообщает, что в 60-х гг. XIII в. Старый Крым был населен кипчаками, аланами и русскими. Подобное сочетание этнических групп неоднократно встречается у арабских историков, когда речь идет о населении Крымского полуострова к моменту появления там татар. Безусловно, расположенная вблизи от Старого Крыма Сугдея в этом отношении не представляла и не могла представлять исключения.
В «Слове о полку Игореве» Сурож поставлен рядом с Тмутороканью и Корсунем. В ту пору эти два города имели значительную прослойку русского населения. Не исключено, что Сурож приравнен «Словом» к Тмуторокани и Корсуню не только благодаря своей величине и значению, но и в связи с наличием в нем русского населения. Во всяком случае, не вызывает никакого сомнения, что участие тмутороканского князя в защите Сугдеи от турок-сельджуков (о чем несколько подробнее будет сказано позже) также свидетельствует о том, что Русь имела в Суроже определенные экономические и политические интересы, была с ним тесно связана.
В русской летописи XIII в. зафиксировано пребывание сурожских купцов во Владимире-Волынском. Рассказывая о погребении князя Владимира Васильевича Галицкого в 1288 г., летописец отмечает: «И тако плакавшеся над ним все множество володимерцев, немцы и сурожьце, и новгородцы». Упоминание о сурожанах после местных владимирцев и многочисленных там немцев, перед новгородцами - не случайно. Как известно, летописцы считали свою миссию делом в высшей степени богоугодным и полезным своей стране, их важнейшей целью было стремление к исторической правде, поэтому они старались фиксировать все с абсолютной точностью, вплоть до мельчайших подробностей. Следовательно, можно говорить о значительном числе и влияние сугдейцев в отдаленной русской Волыни.
Сурож в этот период ведет с Русью широкую торговлю. Русские товары доставлялись в Сурож либо по Днепру, а затем Черным морем, либо так называемым «Залозным путем»: опять же по Днепру до излучины у порогов и потом степью через Перекоп. Одновременно шел и обратный процесс. Оживленной торговле способствовало и то обстоятельство, что в самом Суроже проживало немало русских.
Наличие русских в Суроже подтверждают прежде всего археологические данные. Экспедицией под руководствам М.А. Фронджуло были обнаружены у подножия Крепостной горы медный киотный русский крест, датируемый концом XII - первой половиной XIII в., и два пряслица овручского типа. В Уютном найден русский крест-складень (энколпион), а в верхнем городе, к юго-востоку от главных ворот, близ большого храма, - половинка аналогичного креста того же времени.
Еще при половцах, проникших на полуостров в XI в., Судак становится самым богатым из крымских городов. Арабский историк Элайни называл его «наибольшим из городов кыпчацких», т. е. половецких. По свидетельству арабских и персидских авторов, Судак вел торговлю на путях из стран Средиземноморья на Восток. Как показывают археологические раскопки, в XI-XIII вв. развернулось широкое строительство в прибрежной части города, что также подтверждает его возросшее торговое значение. Сугдея превращается в город международного значения, где встречаются купцы со всех концов мира - из Руси, Западной Европы, Северной Африки, Малой Азии, Индии, Китая.
До середины XIII в. важнейшие торговые пути из стран Западной Европы на Восток проходили через портовые города Сирии, Палестины, Египта. В эти перевалочные пункты прибывали товары из стран Ближнего и Среднего Востока, из Индии, Китая, с Зондских островов и т. д.
В конце XIII в., когда крестоносцы утратили свои владения на восточном берегу Средиземного моря, торговые пути на Восток частично переместились к берегам Черного и Азовского морей. В каком направлении следовали товары из Европы далее, рассказывается в сочинении флорентийца Пеголотти, относящемся к первой половине XIV в. Там подробно описан путь по суше от устья Дона до Китая: он шел из города Таны (в устье Дона) в район современной Астрахани, затем в столицу Золотой Орды город Сарай на Волге, а оттуда в Среднюю Азию и Китай.
Крым, находясь в узле путей Азово-Черноморья, играл важную роль в международной торговле. В крымских портах разгружались суда с товарами из Передней Азии, Египта, Византии, стран Западной Европы и караваны из Золотой Орды и Средней Азии. В то же время Крым являлся связующим звеном в экономических и политических отношениях Византии и государств Балканского полуострова с Русью. А главным портовым городом Крыма в XIII в. становится Сугдея. Возвышению этого города способствовало то, что он был расположен значительно ближе, чем Херсонес, к Керченскому проливу, Азовскому морю и конечному пункту великого караванного пути из Азии - городу Тана. Посол французского короля Людовика IX к монгольскому хану монах-францисканец Гильом Рубрук при описании Судака отметил, что «туда пристают все купцы, как едущие из Турции и желающие направиться в северные страны, так и едущие обратно из Руссии и северных стран, желающие переправиться в Турцию».
Международные экономические свяЗи Сугдеи подтверждаются и археологическими данными. В частности, на северной окраине судакского посада экспедицией М.А. Фронджуло был найден клад, в котором находилось свыше двух десятков византийских золотых монет XIII-XIV вв.
В середине XIII в. численность населения Сугдеи, по греческим источникам, достигала 8300 человек. Историк-византиновед В.Г. Васильевский считал, что под этой цифрой нужно разуметь лишь взрослое мужское население. А в средние века город с 10-15 тысячами жителей - всех жителей, без исключения, - относился к разряду крупных.
С Запада привозили в Сугдею английские и французское сукно, оружие, ювелирные изделия, из Египта и Сирии - хлопковые ткани, ладан, финики, из Индии - кашемировые ткани, драгоценные камни, пряности, из Китая - шелк. Из Руси через Сугдею шли в Западную Европу меха, кожи, зерно, льняной холст, мед, воск, пенька и др. Город был так знаменит, что даже Черное море арабские писатели и путешественники называли Судакским.
Сугдея становится Солдайей
В 1204 г., во время четвертого крестового похода, рыцари напали не на сарацинский Египет, как предполагалось, а на христианский Константинополь, столицу Византии. Империя была разгромлена крестоносцами, а их союзница Венеция получила монопольное право торговли и колонизации в Причерноморье. На крымских берегах появляются венецианские фактории и крепости. Вскоре крупнейшей из них становится Сугдея, которую итальянцы называли Солдайей. Первый известный нам документ, зафиксировавший торговую сделку между венецианскими купцами с конечным пунктом операции в Солдайе, относится уже к 1206 г.
О торговле венецианцев в Солдайе упоминает и прославленный средневековый путешественник Марко Поло. «В то время, - рассказывал он пизанцу Рустичано, записавшему и издавшему его воспоминания о путешествиях, - когда Болдуин (один из вождей крестоносцев. - Ред) был императором в Константинополе, т. е. в 1260 году, два брата, господин Никколо Поло, отец господина Марко, и господин Маттео Поло находились также там; пришли они туда с товарами из Венеции. Посоветовались они между собою да и решили идти в Великое (т. е. Черное. - Ред.) море за наживой да за прибылью. Накупили они всяких драгоценностей да поплыли из Константинополя в Солдайю». Из воспоминаний Марко Поло видно, что Солдайя была хорошо знакома венецианцам и часто посещалась ими: Марко не счел нужным сказать о ней хотя бы несколько слов, зная, что этот город хорошо известен. Венецианцы, надо думать, нередко и оседали в нем. Например, из духовного завещания Маттео Поло явствует, что дядя Марко Поло имел в Солдайе свой дом. А вскоре торговые интересы Венеции в Крыму настолько возросли, что в 1287 г. в Солдайе обосновывается венецианский консул.
Однако восстановление во второй половине XIII в. Византийской империи, чему активно содействовала Генуя, повлекло за собой утверждение на берегах Черного моря генуэзцев, яростных соперников Венеции. Между венецианцами, укрепившимися главным образом в Солдайе, и генуэзцами, овладевшими Кафой (Феодосией), завязалась ожесточенная борьба за гегемонию в Причерноморье. В Уставе генуэзских колоний на Черном море, принятом в 1316 г., содержались специальные статьи, направленные непосредственно против конкурента Кафы - венецианской Солдайи. В Уставе подчеркивалось, что «не должны генуэзцы или те, которые считаются или называются генуэзцами или пользуются, либо привыкли пользоваться благами генуэзцев, ни покупать, ни продавать, ни приобретать, ни отчуждать, ни передавать кому-либо ни лично, ни через третье лицо каких-либо товаров в Солдайе под страхом... штрафа... Никто из генуэзцев... не смеет выгружать или приказывать выгружать или позволять выгружать с судов, над которыми они начальствуют или на которых они находятся, на какую-либо часть побережья от Солдайи до Кафы каких-либо вещей или товаров под страхом штрафа в 100 золотых перперов (византийская монета. - Ред.) с каждого нарушителя за каждый раз».
И все же генуэзцам далеко не сразу удалось подорвать торговлю Солдайи. Судя по арабским источникам, Судак в первой половине XIV в. был городом, о котором хорошо знали далеко за пределами Крыма. Арабские писатели называли «Суудаг» рядом с такими значительными торговыми центрами Восточной Европы и Средней Азии, как Булгар, Сарай, Азов, Хорезм. О большом значении Судака в конце XIII в. говорит и тот факт, что в 1282 г. глава сурожской епархии имел сан митрополита.
Процветающий город привлек алчное внимание обосновавшихся в Малой Азии турок-сельджуков. В 1222 г. их войско появилось под стенами Судака. Из персидских источников известно, что сельджукскому войску противостоял отряд из тысячи хорошо обученных военному делу юношей. Такой гарнизон в средние века мог иметь лишь город со значительным населением, располагавший большими средствами. Интересно отметить, что на помощь сурожанам пришли не только половецкие войска, но и дружина русского князя Тмуторокани, о чем уже упоминалось. Однако силы были слишком неравными. Турки-сельджуки разбили половецко-русское войско, и Судак вынужден был капитулировать. Чтобы избежать разгрома города, сурожане откупились от врагов денежными подарками на сумму в пятьдесят тысяч динаров. Столь солидная по тем временам сумма выкупа также свидетельствует об огромных средствах, которыми располагал Судак.
Сельджуки не сразу ушли из города. Они оставили в крепости свой гарнизон, установили даннические отношения и военно-политическую зависимость Судака от сельджукского султана. Однако в скором времени эта, по-видимому, достаточно эфемерная зависимость сменилась тяжким игом: на город обрушили удары полчища монголо-татар.
С.А. Секиринский, О.В. Волобуев, К.К. Когонашвили.
Фото красивых мест Крыма